Конфликт между Конгрессом и Президентом в области законотворчества

Закон и право » Конституция США 1787 года » Конфликт между Конгрессом и Президентом в области законотворчества

Страница 3

Реагируя на президентские полномочия, ставшие экстраординарными в результате широкой делегации законодательной власти Президенту., Конгресс принял законы, позволяющие контролировать президентскую "тиранию":

1) Конгресс взял на себя функцию назначения служащих или исполнительные функции, на которые его явно не уполномочивает Конституция;

2) Конгресс попытался законодательствовать вне рамок Статьи 1, Раздела 7 Конституции;

3) Конгресс "рассеял" исполнительную власть путем учреждения неизбираемых независимых агентств.

Первые две категории законов были отвергнуты Верховным судом США на том основании, что пытаясь урезать президентскую власть, они сокращали число репозитариев власти и недолжным образом возвеличивали Конгресс.

Третья категория законов, принятых Конгрессом, была признана Верховным судом конституционной. Действительно, учреждение независимых агентств позволяет восстановить разделение и баланс властей путем предупреждения сосредоточения исполнительной и законодательной власти у Президента. Хотя агентства нередко соединяют законодательные и исполнительные функции, существующие механизмы ответственности, в частности, судебный контроль, препятствуют "свободному плаванию" независимых агентств. Президент не может сместить руководителя агентства, но часто избирает его; Президент контролирует вместе с Сенатом назначения и повторные назначения; агентство зависит от информации и поддержки Президента во время переговоров с Конгрессом по бюджетным вопросам; Служба Управления и Бюджета контролирует бюджет агентства.

Заслуживает внимания сформулированное в американской литературе предложение признать конституционность совпадающих резолюций (биллей, принятых простым большинством голосов в обеих палатах) как способов ограничения президентского вето, блокирования законотворчества исполнительной власти. Такие резолюции могут быть оправданы, когда Президент или иной исполнительный орган принимает постановление на основании закона, который не уполномочивает его на это явным образом или не указывает на наличие предшествующего намерения Конгресса.

Значение Конституции США неоднозначно для различных периодов в истории этой страны. В первое время она носила исторически прогрессивный характер, поскольку способствовала развитию новых производственных отношений. Ее влияние на конституционный опыт других стран, особенно на основные законы латиноамериканских государств (структура органов государственной власти, распределение между ними компетенции, элементы федерализма, схожая компетенция Верховного суда), несомненно. Что касается самой Конституции США, то она в настоящее время выглядит как умеренно демократический документ, по многим параметрам демократии уступающий основным законам стран Западной Европы и других регионов современного мира.

Ключевой ценностью доктрины сдержек и противовесов, разработанной Отцами-основателями Конституции США, является обеспечение баланса ветвей - избегание концентрации исполнительной и законодательной функций в одних руках, гарантирование множественности репозитариев власти.

Согласно букве Конституции, Президент призван выступать в роли исполнителя и администратора политики. Однако со временем президентство приобрело гораздо больше полномочий по определению самой политики как абсолютно, так и отношении Конгресса.

Параллельно с возвышением президентства прибывала и его законодательная роль, хотя и не каждый Президент достиг здесь успеха и совершенства. Президенты В. Вильсон и Ф. Рузвельт положили начало эре ответственности президентства за установление законодательной повестки для Конгресса. Последующие президенты часто стремились следовать их примеру и почти каждый, начиная с Г. Трумана в 1948г., представлял Конгрессу программу законотворчества. Некоторые консервативные президенты, подобные Д. Эйзенхауэру, полагали, что исполнительная власть узурпирует полномочия Конгресса, но многие признавали, что усложнение американской политической системы препятствует законодателю самостоятельно справляться с нагрузками.

Широкое использование вето стало одним из наиболее эффективных орудий в арсенале президентского законотворчества и способствовало дальнейшей концентрации полномочий в руках Президента.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Законы, регулирующие уголовный процесс в России
Ст.1 УПК РФ содержит указание на то, что порядок уголовного судопроизводства на территории РФ определяется Уголовно-процессуальным кодексом РФ, основанным на Конституции РФ. Таким образом, основой уг ...

Правовые основы деятельности Федеральной службы охраны Российской Федерации
Государственная охрана, как функция уполномоченных на ее осуществление государственных органов, в первую очередь представляет собой деятельность определенных государственных органов (лиц, являющихся ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru