Разделение властей. Система сдержек и противовесов

Закон и право » Конституция США 1787 года » Разделение властей. Система сдержек и противовесов

Страница 2

Отсутствие достаточного персонала, затруднения, связанные с получением информации, недостаток экспертов в соответствующих областях резко снижают эффективность применения расследовательских полномочий Конгрессом, но отнюдь не превращают их в бесполезный атрибут.

Самым мощным, но и одновременно редко применяемым орудием воздействия на исполнительную власть в руках конгресса является импичмент, который был заимствован американцами из парламентской практики Англии. По Конституции импичмент представляет собой судебную процедуру, возбуждаемую и осуществляемую обеими палатами Конгресса в отношении федеральных гражданских должностных лиц. Субъектами ответственности являются Президент, вице-президент и все другие гражданские должностные лица Соединенных Штатов. Эта процедура не распространяется на должностных лиц военного ведомства, депутатов Палаты представителей и Сената.

Это полномочие конгресса является скорее политической, чем юридической юстицией, поскольку рассмотрение дела ведется в конечном итоге всей палатой (хотя предварительно вопросы рассматриваются специально создаваемыми комитетами). Палата голосует, скорее всего, исходя из своих политических предпочтений, чем из юридического анализа дела. В истории США было два случая, когда это полномочие

Конгресса использовалось в отношении Президента. Впервые это случилось в 1868 г. в отношении Президента Э. Джонсона (1808-1875).Б. Клинтон стал вторым президентом, в отношении которого была применена процедура импичмента в 1998 г. Предполагавшее обвинение в отношении президента Р.М. Никсона, как заключительный аккорд Уотергейтского скандала в 70-х гг. 20 в., не может считаться завершенным, поскольку основной фигурант дела о подслушивании телефонных разговоров в штаб-квартире Демократической партии ушел в отставку, с тем, чтобы избежать рассмотрения дела в Сенате.

Б. Клинтон - первый президент США, вызванный в суд - независимым прокурором К.У. Старром по "по делу Левински" - и дававший показания перед большим жюри. 8 октября 1998 г. Палата представителей проголосовала за предание Президента суду импичмента по двум пунктам обвинения: за лжесвидетельство и обструкцию в отношении судебной власти. 12 февраля 1999 г. в Сенате не набралось достаточного числа голосов для осуждения главы исполнительной власти.

Еще одной особенностью Конгресса США является то, что его палаты могут исключать членов из своего состава большинством в две трети голосов (абз.2 разд.5 ст.1 Конституции), что случается нечасто. До начало 90-х гг.20 в. такое произошло в отношении шести сенаторов и 35 конгрессменов. В то же время депутаты и сенаторы не обладают парламентской неприкосновенностью, и суды могут рассматривать дела без разрешения соответствующей палаты. В частности, в 1977-1978 г. 13 парламентариев были исключены из Конгресса или осуждены за уголовные преступления.

Чтобы управлять страной, Президент должен сотрудничать с Конгрессом, которому в случае разногласий принадлежит последнее слово. Конгресс по праву персонифицирует Соединенные Штаты. При принятии Верховным судом решений, в которых Конгресс является стороной, эта сторона определяется термином "Соединенные Штаты". Кроме того, Президент не обладает правом досрочного роспуска Конгресса. Другими словами, президент небезоружен (право вето), но и Конгресс весьма могуществен, обладая кардинальными средствами воздействия на исполнительную ветвь власти. Механизм, при которой осуществление власти основано на том, что ее законодательная и исполнительная ветви могут взаимодействовать друг на друга, заставляя их приспосабливаться друг другу, в зарубежной литературе иногда именуется демократией компромисса.

Контроль за конституционностью в США осуществляется судами общей юрисдикции. Суды США организованы на принципе единства судебной власти. Конституция США предусматривает существование только Верховного суда и тех низших судов, "которые будут время от времени устанавливаться и учреждаться Конгрессом". Верховный суд, включающий девять судей, назначается Президентом США с согласия Сената. Последний имеет право отказать в назначении: до сих пор было 30 подобных случаев за всю историю США. Судьи Верховного суда могут быть отстранены в порядке импичмента, но за всю историю США такого еще не случалось.

Верховный суд США с 1803 г. присвоил себе право решать вопрос о соответствии Конституции актов Конгресса, Президента и органов власти штатов.

Двухпартийность, установившаяся в США, также влияет на систему сдержек и противовесов. Постоянное соперничество и противоборство партий ведет к их взаимоконтролю на всех уровнях власти, и, с другой стороны, не дает "разброса" и не вызывает недоумения избирателей, которое создает многопартийная система. Партия меньшинства в США контролирует правительственное большинство, обе фракции Конгресса - Президента и исполнительную власть.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Психология отдельных следственных действий
Во второй главе дипломной работы мы рассмотрим практическое применение психологии в деятельности следователя, тем самым проследим непосредственную межпредметную связь науки – юридической психологи. В ...

Необходимость осуществления молодежной политики в Ленинградской области
Реформы, которые происходят в нашей стране, предполагают предоставление свободы молодому человеку во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому молодежь начала вести свой образ жизни. Это привело к разоб ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru