Разделение властей. Система сдержек и противовесов

Закон и право » Конституция США 1787 года » Разделение властей. Система сдержек и противовесов

Страница 1

Влиятельная фигура в ранней Америке, Джон Адамс, говорил, что целью конституционного правительства является создание правительства законов, а не правительства людей. Это значит, что он хотел быть управляемым установленными и беспристрастными правилами, а не предрассудками или пристрастиями, которые свойственны человеку. Для Адамса великой идеей к наделению широкими полномочиями правительства и, в то же время, подчинению его букве закона, стал принцип разделения правительственных полномочий. Эта концепция разделения властей, исторически ассоциируемая со школой французского философа Монтескье, предотвратила злоупотребление властью путем отказа от концентрации власти в одной ветви или одном институте правительства. Амбиции одной ветви будут всегда сдерживаться амбициями других. Таким образом, независимая судебная система как один из примеров считалась ключом к предотвращению использования системы уголовного права для подавления политических оппонентов.

Принцип разделения властей проведен через все важные положения Конституции. Он выражается, в частности, в раздельном и последовательном изложении правового статуса трех ветвей власти. Созданная система органов первоначально слабо опиралась на основу государственной власти - избирательный корпус. Большинство учрежденных федеральных институтов не избиралось всеобщим прямым голосованием. Президент получал и получает власть в результате косвенных выборов. В начальный период выборщики Президента редко определялись прямыми выборами, гораздо чаще их избирали законодательные собрания штатов. В настоящее время Президент избирается в коллегии выборщиков, общее число которых равно общему числу депутатов палаты представителей и сенаторов и плюс три представителя от округа Колумбия. Голосование этих 538 выборщиков проходит в коллегиях штатах. Для избрания нужно набрать абсолютное большинство голосов, оно может быть разным. Например, в 1976 г. Дж. Картер получил перевес более чем в двести голосов, Джордж Буш в 1988 г. - только 20 голосов, а в 2000 г. Джордж Буш (младший) - всего несколько голосов. Если ни один кандидат не получили такого большинства, то право избрания переходит к Палате представителей, которая избирает Президента из трех кандидатов, набравших наибольшее число голосов.

Фактические отношения между тремя основными органами власти - Конгрессом, Президентом и Верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается неизменным. Юридическим средством воздействия президента на Конгресс является право вето в отношении законопроектов, принятых последним.

Вторым важным юридическим воздействием на Конгресс являются послания Президента. Эти послания имеют три различные формы: "О положении Союза", содержащее изложение осуществленных и будущих политических целей главы исполнительной власти; годовой доклад об экономике и изложении проекта бюджета. Посредством этих посланий Президент может косвенно направлять работу Конгресса.

Об относительной самостоятельности Президента говорит и существующая на протяжении всей истории США так называемая привилегия исполнительной власти, которая позволяет ее главе и его помощникам не отвечать на вопросы Конгресса и органов судебной власти. Согласно разд.3 ст.2 конституции Президент должен периодически представлять Конгрессу информацию о положении Союза, но никакое другое положение не обязывает его публично информировать кого бы то ни было, когда президент полагает, что такие сообщения затрагивают интересы национальной безопасности. Так, уже в 1796 г. Г. Вашингтон (1732-1799) отказывался предоставлять Конгрессу информацию о некоторых международных договорах.

Политическим средством воздействия на законодательную власть служит широкое использование средств массовой информации, в результате которого рождается диалог между Президентом и остальной страной поверх голов и помимо воли избранных представителей в Конгресс.

В то же время Конгресс США считается высшим органом власти страны. Большая часть полномочий, перечисленных в Конституции, передана в ведение Конгресса (разд.8 ст.1), тогда как компетенция Президента освещена в гораздо меньшей степени.

Законодательство - монополия Конгресса. Он принимает законы, обладает исключительным правом принятия бюджета, установления налогов. В арсенале средств, применяемых Конгрессом для контроля за деятельностью аппарата исполнительной власти в рамках системы "сдержек и противовесов", особое место занимают расследовательские полномочия.

Для оценки подлинного значения расследовательских полномочий Конгресса, практики их осуществления и конечных результатов необходимо принять во внимание ряд весьма существенных обстоятельств. Во-первых, человеческие ресурсы, которыми располагает Конгресс при проведении расследований, весьма ограничены: 535 членов обеих палат Конгресса, 1600 технических помощников и экспертов, обслуживающих конгрессменов, и небольшой штат ведомства генерального контролера. Им противостоит громадный федеральный бюрократический аппарат, в состав которого входит более 5 млн гражданских и военных служащих. Эти люди заняты в огромном количестве федеральных исполнительных агентств и иных бюрократических ведомств, нередко делающих свою работу независимо как от Конгресса, так и от Президента. Во-вторых, любое расследование каких-либо подразделений исполнительной ветви власти, предпринимаемое комитетами Конгресса, означает, прежде всего, получение соответствующей информации о деятельности подлежащих расследованию ведомств. Для того чтобы уклониться от предоставления информации комитетам Конгресса, федеральная бюрократия прибегает к различным приемам: действует обыкновенная хрестоматийная волокита, часто Конгресс снабжают искаженной или просто фальсифицированной информацией, либо предоставляют комитету избыточную или сознательно усложненную информацию, что фактически равносильно отказу в ее предоставлении и т.д.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Хулиганство
В начале прошлого столетия российская публика была обеспокоена явлением, казалось бы, нового вида преступления: различного рода бесчинствами в городах и по деревням, бесчинствами подчас весьма жесток ...

Апелляционная жалоба. Требования к содержанию и оформлению. Отзыв на апелляционную жалобу
Возбуждение апелляционного производства начинается с подачи апелляционной жалобы на решение арбитражного суда первой инстанции. Жалоба является единственным документом, инициирующим апелляционное про ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru