Федерализм и суверенитет

Закон и право » Конституция США 1787 года » Федерализм и суверенитет

Страница 1

Авторы Конституции США создали систему дуалистического федерализма, основанную на жестком разграничении предметов ведения между союзом и штатами. Конституционной линией, разделившей их, служит перечень вопросов, переданных в исключительное ведение союза. К их числу авторы Конституции отнесли: регулирование междуштатной и внешней торговли, чеканку монеты и определение ее стоимости, установление мер и весов, учреждение федеральных органов власти, набор и содержание армии и военно-морского флота, осуществление внешних сношений, организацию почтовых служб, регламентацию авторского права и вопросов натурализации, управление территориальными владениями США.

Этот перечень дополняется принципом "подразумеваемых" полномочий. Установленный в последнем пункте разд.8 ст.2, он наделяет Конгресс США правом "издавать все законы, которые необходимы и уместны для осуществления вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, представленных настоящей Конституцией правительству Соединенных Штатов, или какому-либо его департаменту, или должностному лицу".

В процессе развития федеративных отношений данная норма сыграла весомую роль в расширении прав федерации. Свободное толкование ее Верховным судом США утвердило исключительные права федеральных властей в области финансового и авторского права, позволило установить уголовно-правовые санкции, обеспечивающие соблюдение федерального права. Но наиболее широкому толкованию подверглась норма о регулировании междуштатной торговли, создавшая предпосылку для формирования массивного свода законодательства в области гражданского, торгового и трудового права, охраны окружающей среды.

Принцип "подразумеваемых" полномочий позволил закрепить верховенство федерации во многих сферах социально-экономической и политической жизни. Но, судя по всему, нет каких-либо препятствий к тому, чтобы действие ее было распространено и на вопросы внутренней политики федерации.

Конституция США не ограничивается определением предметов исключительного ведения федерации. Данная схема дополняется рядом других положений. Во-первых, устанавливается сфера "совпадающих" полномочий органов федерации и штатов. К их числу относятся законотворчество и правоприменение в области налогообложения, регламентации форм деятельности корпораций, обеспечения "всеобщего благоденствия". Указанные вопросы отнесены к ведению союза и штатов. Но из этого не следует делать вывод о их паритетном участии в решении данных проблем. Правовая регламентация этой сферы отношений корректируется применением доктрины "преимущественных прав" Конгресса, в соответствии с которой действующим признается федеральное законодательство, а не вступившее в противоречие или совпадающее с ним законодательство штатов.

И федерации, и штатам запрещается облагать налогом экспорт, нарушать соответствующие требования Билля о правах. Кроме того, федерация не вправе устанавливать дискриминационные косвенные налоги, предоставлять торговые привилегии, изменять границы штатов без их согласия.

Штаты, в свою очередь, не имеют права заключать международные договоры и соглашения с другими штатами без согласия Конгресса; чеканить монету; содержать войска в мирное время; принимать законы, которые нарушают обязательства по договорам либо противоречат федеральной Конституции, законам и договорам США.

В тексте Конституции США предметы ведения штатов не закрепляются. За ними сохраняется "остаточная" компетенция, то есть те вопросы, которые не отнесены Основным законом и практикой его толкования к ведению федерации и не включены в число специальных изъятий и запрещений (10 поправка к Конституции).

Власть федерации растет, но по-прежнему остается весомой и роль штатов. Они сохраняют за собой право на регулирование вопросов собственности и обязательственного права, брака и развода, здравоохранения и социального обеспечения, профессиональной деятельности. В сферу права штатов подпадают вопросы организации и деятельности центральных и местных органов власти. Проведения общественно необходимых работ, налогообложения, введения санкций за преступления и правонарушения. Достаточно сказать, что порядка 95 % все дел рассматриваются судам и отдельных штатов. В большинстве случаев они руководствуются нормами права своих штатов. Последние применяются и в федеральных судах, если истец и ответчик - жители разных штатов.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Правовые проблемы утраты статуса субъекта Российской Федерации
Дискуссионным в научной литературе остается и вопрос о присоединении одного субъекта Российской Федерации к другому субъекту Федерации либо о разделе территории одного или нескольких субъектов Россий ...

Советское право в условиях «военного коммунизма». Положение «О рабочем контроле»
Введенные после октября 1917 года демократические конституционные нормы, даже столь урезанные, стали свертываться в условиях «военного коммунизма». Такое название получила совокупность социально-экон ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru