Федерализм и суверенитет

Закон и право » Конституция США 1787 года » Федерализм и суверенитет

Страница 1

Авторы Конституции США создали систему дуалистического федерализма, основанную на жестком разграничении предметов ведения между союзом и штатами. Конституционной линией, разделившей их, служит перечень вопросов, переданных в исключительное ведение союза. К их числу авторы Конституции отнесли: регулирование междуштатной и внешней торговли, чеканку монеты и определение ее стоимости, установление мер и весов, учреждение федеральных органов власти, набор и содержание армии и военно-морского флота, осуществление внешних сношений, организацию почтовых служб, регламентацию авторского права и вопросов натурализации, управление территориальными владениями США.

Этот перечень дополняется принципом "подразумеваемых" полномочий. Установленный в последнем пункте разд.8 ст.2, он наделяет Конгресс США правом "издавать все законы, которые необходимы и уместны для осуществления вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, представленных настоящей Конституцией правительству Соединенных Штатов, или какому-либо его департаменту, или должностному лицу".

В процессе развития федеративных отношений данная норма сыграла весомую роль в расширении прав федерации. Свободное толкование ее Верховным судом США утвердило исключительные права федеральных властей в области финансового и авторского права, позволило установить уголовно-правовые санкции, обеспечивающие соблюдение федерального права. Но наиболее широкому толкованию подверглась норма о регулировании междуштатной торговли, создавшая предпосылку для формирования массивного свода законодательства в области гражданского, торгового и трудового права, охраны окружающей среды.

Принцип "подразумеваемых" полномочий позволил закрепить верховенство федерации во многих сферах социально-экономической и политической жизни. Но, судя по всему, нет каких-либо препятствий к тому, чтобы действие ее было распространено и на вопросы внутренней политики федерации.

Конституция США не ограничивается определением предметов исключительного ведения федерации. Данная схема дополняется рядом других положений. Во-первых, устанавливается сфера "совпадающих" полномочий органов федерации и штатов. К их числу относятся законотворчество и правоприменение в области налогообложения, регламентации форм деятельности корпораций, обеспечения "всеобщего благоденствия". Указанные вопросы отнесены к ведению союза и штатов. Но из этого не следует делать вывод о их паритетном участии в решении данных проблем. Правовая регламентация этой сферы отношений корректируется применением доктрины "преимущественных прав" Конгресса, в соответствии с которой действующим признается федеральное законодательство, а не вступившее в противоречие или совпадающее с ним законодательство штатов.

И федерации, и штатам запрещается облагать налогом экспорт, нарушать соответствующие требования Билля о правах. Кроме того, федерация не вправе устанавливать дискриминационные косвенные налоги, предоставлять торговые привилегии, изменять границы штатов без их согласия.

Штаты, в свою очередь, не имеют права заключать международные договоры и соглашения с другими штатами без согласия Конгресса; чеканить монету; содержать войска в мирное время; принимать законы, которые нарушают обязательства по договорам либо противоречат федеральной Конституции, законам и договорам США.

В тексте Конституции США предметы ведения штатов не закрепляются. За ними сохраняется "остаточная" компетенция, то есть те вопросы, которые не отнесены Основным законом и практикой его толкования к ведению федерации и не включены в число специальных изъятий и запрещений (10 поправка к Конституции).

Власть федерации растет, но по-прежнему остается весомой и роль штатов. Они сохраняют за собой право на регулирование вопросов собственности и обязательственного права, брака и развода, здравоохранения и социального обеспечения, профессиональной деятельности. В сферу права штатов подпадают вопросы организации и деятельности центральных и местных органов власти. Проведения общественно необходимых работ, налогообложения, введения санкций за преступления и правонарушения. Достаточно сказать, что порядка 95 % все дел рассматриваются судам и отдельных штатов. В большинстве случаев они руководствуются нормами права своих штатов. Последние применяются и в федеральных судах, если истец и ответчик - жители разных штатов.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Контрольные полномочия органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь за деятельностью аппарата государственного управления
Комитет государственного контроля является государственным органом, образуемым Президентом и осуществляющим контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственно ...

Незаконное производство аборта
Часть первая настоящей статьи предусматривает ответственность за незаконное производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля (т.е. не имеющего сертифика ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.burami.ru