Механизм управления налоговой системой РФ

Страница 2

Задачи налогового администрирования предопределяются налоговой политикой. Налоговое админист­рирование как часть управления налоговой системой ставит самостоятельные, более конкретные задачи.

Сегодня налоговыми отношениями занимается налоговое ад­министрирование как постоянный процесс управления налого­обложением. Поскольку общество в зависимости от уровня свое­го экономического развития и степени политической зрелости принимает в законодательном порядке ту или иную налоговую концепцию и оформляет ее законодательными и нормативными актами, то налоговое администрирование начинается с измене­нием законодательных форм.

В последнее время говорят о добросовестном налогоплатель­щике, имея в виду налоговые отношения. Следовательно, это оз­начает, что можно говорить и о добросовестном налоговом инс­пекторе. Но мы понимаем, что коррупционная составляющая повышается и административное давление в новых налоговых за­конопроектах увеличивается. Призыв к добросовестности звучит некорректно в условиях, когда налог взимается в форме отчужде­ния и безвозмездно.

Стабильность налоговой системы во многом определяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы компетенции центра и регионов при принятии мер в об­ласти налоговой политики. Поэтому улучшение налогового адми­нистрирования будет происходить по нескольким направлениям, прежде всего это улучшение работы самих налоговых органов. Следует создать оптимальные структуры налоговых органов, спе­циализированные налоговые инспекции, а также необходимо, чтобы налоговые органы качественно изменили взаимоотноше­ния с налогоплательщиками. Для этого нужно более рационально организовать работу налоговых инспекций, свести к минимуму временные затраты налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовке и сдаче налоговой отчетности, особенно в ма­лом предпринимательстве. Как следствие, должен начаться про­цесс снижения издержек налогоплательщиков и государства на обеспечение функционирования налоговой системы.

Сложившаяся система налогового администрирования, на­правленная на учет и жесткий контроль налогоплательщиков, уже не соответствует современным требованиям. Так, новая редакция статей Налогового кодекса Российской Федерации о на­логовых проверках сохраняет возможность фактически превра­щать камеральные проверки в выездные, не устанавливает четко­го механизма взаимодействия налогоплательщика и налогового органа в ходе контрольных мероприятий, допуская возможность злоупотреблений со стороны налоговиков. Поэтому главной сос­тавляющей налогового администрирования выступает налого­вый контроль. Он должен быть настолько эффективен, чтобы противодействовать незаконному уклонению от налогообложе­ния.

Так же налоговое администрирование, прежде все­го, должно быть эффективно. Это значит, что и для государства, и для налогоплательщиков взыскание и уплата налогов не должны быть затратными (обременительными).

Для повышения конкурентоспособности налоговой системы крайне важно, чтобы на­логовое администрирование строилось исклю­чительно на нормах закона.

Сегодня большое значение имеет пропи­сывание процедур проведения налоговых про­верок непосредственно в Налоговом кодексе. Недопустимо, что налоговое администриро­вание фактически превращается в отдельный вид бизнеса, причем фактически теневой. Тем более опасно, когда в средства массовой информации попадают сведения о результатах проведенных проверок, которые даже еще не предъявлены налогоплательщику, а соответ­ственно не оспорены и не проверены.

Качество налогового администрирования прежде всего отражается на характере взаи­моотношений налогоплательщиков и налого­вых органов. Признавая необходимость развития услуг в области налогового консульти­рования, для построения от­ношений партнерства необходима разработ­ка и законодательное утверждение процеду­ры согласования спорных или отсутствую­щих в действующем законодательстве поло­жений. В самом общем виде данная проце­дура может состоять в следующем.

1 Налогоплательщик посылает запрос в налоговый орган на предварительное разъяс­нение положений законодательства по нало­гам и сборам.

2. Полученное разъяснение имеет опре­деленную законом (НК РФ) юридическую силу.

3. Учитывая содержание разъяснения, налогоплательщик либо строго следует ему и рассчитывает на правовую защиту при нало­говых проверках, либо имеет право в судеб­ном порядке оспорить его до наступления события (проведения операции или провер­ки налогового органа).

Сейчас Налоговый кодекс допускает офи­циальные разъяснения финансовых и иных уполномоченных государственных органов, но эта процедура четко не прописана. В резуль­тате это положение либо не работает, либо способствует коррупции.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Развитие государственной формы собственности в современных экономических условиях
В странах с развитой рыночной экономикой, не говоря уже о тех, где превалируют централизованные методы управления хозяйством, удельный вес государственной собственности в структуре основных производс ...

Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации
Прогресс в медицинской науке в области трансплантации породил возможность возникновения криминальных ситуаций, связанных с поиском и использованием подходящих лиц для изъятия у них органов и тканей, ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru