Подведомственность и подсудность

Закон и право » Подведомственность и подсудность

Страница 3

По сравнению с прежним Кодексом произошли изменения в правилах о составе суда. Расширена сфера единоличного рассмотрения судьей дел в первой инстанции, теперь он единолично рассматривает дела о признании недействительными ненормативных актов государственных и иных органов (иной порядок сохранен по делам об оспаривании нормативных правовых актов). В случаях, установленных законом, допускается и единоличное рассмотрение судьей дел о несостоятельности (банкротстве). В целях более полной реализации права на законного судью, исключения случаев формирования состава суда по усмотрению председателя суда убрано положение о том, что по решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально. В порядке реализации Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации” предусмотрено рассмотрение определенных экономических споров с участием арбитражных заседателей. Кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела выбирает каждая из сторон из списка, утверждаемого в соответствии с Федеральным законом “Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации”.

Выделенный в Кодексе раздел о производстве в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, предусматривает дифференциацию судебного процесса в зависимости от категорий дел. Выделены в отдельную главу статьи о рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов. Вместе с тем наличие такой главы не означает само по себе отнесение Кодексом к подведомственности арбитражных судов контроля за законностью всех нормативных правовых актов. Устанавливается режим рассмотрения дел для случаев, когда конкретным федеральным законом это будет возложено на арбитражный суд (что, как уже указывалось, сделано Налоговым кодексом). Из особенностей главы нельзя не отметить два положения.

Если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, в котором уже осуществлена проверка законности по тем же основаниям оспариваемого нормативного акта, то производство по делу прекращается, хотя бы заявителем являлось другое лицо. Тем самым решается вопрос преюдиции для таких случаев.

Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано только в кассационном порядке (ибо оно вступает в законную силу немедленно) и в сокращенный (в течение месяца) срок.

Необходимо обратить внимание и на главу “Рассмотрение дел об административных правонарушениях”. Речь идет об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Число таких дел в арбитражных судах постоянно возрастало, но они не имели своей процедуры рассмотрения, несмотря на специфику, а рассматривались в режиме оспаривания ненормативных актов. АПК вслед за Кодексом об административных правонарушениях предусматривает два производства: рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности и рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Согласно главе 4 АПК Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.

Согласно ч. 2 ст. 27 АПК арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее -

ЗАО “Сельхозпродукт” обладает статусом юридического лица и возникший спор носит экономический характер, т.к. возник в связи осуществлением им предпринимательской деятельности. Это дает основание для обращения с иском в Арбитражный суд.

Гражданский кодекс называет в числе участников гражданских отношений наряду с юридическими лицами также субъекты РФ муниципальные образования (сг.2 ГК РФ). Это дает основание говорить о возможности предъявления юридическим лицом, в данном случае ЗАО “Сельхозпродукт”, иска к субъекту РФ или муниципальному образованию, в лице соответственного управомоченного органа в данном случае к администрации.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Действия судьи и сторон при подготовке дела к судебному разбирательству
Закрепление действий сторон по подготовке дела к судебному разбирательству в отдельной статье ГПК свидетельствует о дальнейшем усилении состязательного начала в гражданском судопроизводстве, о стремл ...

Общая внешняя политика и политика безопасности
Она относится к сфере межгосударственного сотрудничества и не регулируется системой права Европейского Сообщества, хотя формально в Маастрихстком договоре и записано, что «Союз определяет и осуществл ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru