Формирование и выдвижение федеральных списков кандидатов на выборах в Государственную Думу пятого созыва

Закон и право » Выдвижение и регистрация федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации » Формирование и выдвижение федеральных списков кандидатов на выборах в Государственную Думу пятого созыва

Страница 1

Российское законодательство до недавнего времени отдавало предпочтение смешанной избирательной системе на выборах в Государственную Думу. Хотя к каждым выборам депутатов Государственной Думы (1995, 1999, 2003 г.г.) принимались новые законы, однако основные параметры избирательной системы на протяжении 10 лет оставались неизменными: избрание половины депутатов по одномандатным округам, а половины - по партийным спискам, 5-процентный барьер, стабильная методика распределения мандатов между списками и между региональными группами внутри списка.

Смешанная избирательная система позволяла соединить достоинства мажоритарной и пропорциональной избирательных систем и компенсировать их недостатки. За время применения мажоритарно-пропорциональной (смешанной) избирательной системы при формировании депутатского корпуса нижней палаты российского парламента обнаружился ряд ее существенных недостатков:

1) недостаточная представительность депутатов, избранных по одномандатным округам (значительная часть голосов, поданная в округе за не прошедших кандидатов, пропадает, и ряд социальных групп не получали своего соразмерного представительства в парламенте);

2) меньшая результативность по сравнению с применением пропорциональной системы: более высокий процент голосов, поданных против всех кандидатов, что нередко требовало повторного голосования;

3) существенное влияние так называемого административного ресурса и различных форм скрытого подкупа избирателей на выборах;

4) большинство депутатов, избранных в одномандатных избирательных округах, баллотировавшиеся как независимые от политических партий (то есть представлявшие себя избирателям такими), получив мандаты, вступали в какую-либо фракцию, изменяя, таким образом, свою политическую ориентацию.

Сейчас Россия перешла к избирательной системе, основанной на принципе пропорционального представительства. Введение пропорционального элемента необходимо, прежде всего, для институционализации формальной российской демократии, поскольку процессы корпоративизации общественно-политической жизни приняли такие масштабы, что стали препятствием на пути формирования как структур гражданского общества, так и новых государственных институтов. Однако переход к полностью пропорциональной системе допустим, по нашему мнению, при одном условии: когда в стране уже сформировалась партийная система, и партии в совокупности адекватно отражают интересы всех социальных групп и слоев. Однако в нашей стране этого пока не произошло.

С другой стороны, переход на пропорциональную систему на выборах депутатов Государственной Думы - логичный шаг в развитии реальной многопартийности в России; он будет способствовать укреплению единства Российской Федерации, сплочению общества.

Оценивая законодательные изменения избирательной модели, Ю.А. Дмитриев отмечает, что трудно предсказать положительные последствия подобных изменений, но очевидны отрицательные. Во-первых, то, что от применения подобной системы отказались многие демократические государства, свидетельствует о снижении ее эффективности в современных условиях. Во-вторых, как показывает опыт деятельности нижней палаты предшествующих и действующего составов, депутаты не имеют реального опыта внутрифракционной деятельности в парламенте.

В.В. Пылин констатирует, что у нас в стране, пожалуй, только ленивый не критикует выборы, а вместе с ними и избирательное законодательство. Он также отмечает и следует с ним согласиться, что весьма негативно на развитии и осуществлении форм прямого волеизъявления наших граждан отражается нестабильное, постоянно меняющееся избирательное законодательство. Не самой лучшей традицией стало в последние годы после очередных избирательных кампаний каждый раз вновь и вновь реформировать избирательное законодательство.

Модель пропорциональной избирательной системы, по которой проводились выборы депутатов Государственной Думы в 2007 году, определена Федеральным законом от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о выборах депутатов). Изменения от 26 апреля 2007 года коснулись сокращения обязательного числа региональных групп в списке со 100 до 80 и отмены порога явки избирателей, исключения требования о соответствии региональной группы кандидатов части территории субъекта РФ, если численность избирателей, зарегистрированных на всей территории данного субъекта, превышает 3 миллиона человек и с 500 до 600 человек увеличено общее число кандидатов, которые могут быть включены в федеральный список.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Международное законодательство о защите семьи и особой заботе о детях
Интерес к институту семьи в юридическом аспекте проявляется в большинстве стран мира. Этот вывод следует из того, что многие международные акты, а также акты национального законодательства различных ...

Понятие и признаки отрасли административного права
Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru