Период поздней империи

Страница 2

Императорская власть требует от чиновников двух вещей: пополнения всеми способами фиска и соблюдения буквы закона. В провинциях гражданская власть отделяется от военной. Учреждается должностьMAGISTRI MILITUM, которая соответствовала должности преторианского префекта.

Римский сенат становится по существу лишь муниципальным органом. Сенату принадлежит чисто формальное утверждение провозглашения войском императора. Городом Римом управляют городские префекты (PRAEFECTUS URBIS) в ранге ILLUSTRES. В провинциальных городах – магистраты, назначаемые правителями провинции. Как и в период принципата, в провинциях управляют наместники императора, которых именуют то "презесами", то "ректорами провинции" (RECTOR PROVINCAE). Их судебные функции несколько ограничиваются, тат как на их решения допускались обжалование (аппеляция) на имя императора. Наместники провинций издавали эдикты (EDICTA). В результате реформ Диоклетиана и Константина (307-337) империя получает новое административно-территориальное деление. Она делится на две части: Западную- OCCIDENS (с центром в Риме) и Восточную – ORIENS (с центром в Константинополе). Такое деление фактически произошло в конце III в. до н.э.

Столицей Восточной Римской империи "Град Константина" стал в 330 году. Он был расположен на месте старой греческой колонии "Византии" (BYZANTION). В этом "Новом Риме" были построены дворец, библиотека, бани, ипподром, храмы (христианские и языческие). Жители Восточной империи называли себя "ромеями". Каждый частью империи управляет свой император. Два императора имеют каждый помощника или цезаря, которые также управляли какой-то частью империи. В составе Западной и Восточной империи имеется по 2 префектуры во главе с префектом ( всего 4 префектуры и 4 префекта). Префектуры делятся на диоцензы во главе с викариями ( заместителями префекта). Вначале было 12 диоценцов, а затем -14. Диоцензы делились на провинции во главе с ректорами или корректорами. Вначале была 101 провинция, а затем -120. Провинции делились на округа (PAGI), в которых действовало самоуправление. В муниципиях городская верхушка именовалась декурионами. Она отвечает перед центральной властью прежде всего за поступление налогов. Вторым сословием в муниципиях были так называемое августалы – жрецы культа Юлия Цезаря и Августа. Их было шестеро. Существовало два сената. Один – в Риме, другой – в Константинополе. Императоры наделяли сенаторским званием придворных чиновников или даже частных лиц. Оба сената стали не более, как муниципальными органами, управляющими столичными городами. Если доминусы и сообщали и сообщали сенатам новые законы, то не более, как для сведения. Формально сената избирал консулов, претеров и квестеров. Но такое избрание нуждалось в санкции императора. Если император передавал на рассмотрение сенат какое-нибудь уголовное дело для расследования, то оно расследуется затем под председательством городского префекта. Формальностью оставалось избрание сенатом нового императора. Сената утверждает в этой должности того, кто был уже провозглашен войском, или предназначен для этой роли в качестве цезаря.

По всем этим основанием в романистической литературе период домината характеризуются как "абсолютная монархия".

Избираемые ежегодно муниципальными собраниями дуумвиры были председателями городских "сенатов", наблюдая за городским управлением. Они наблюдали административной и судебной властью. В муниципиях они являлись высшими судьями. Однако, в период империи их юрисдикция была существенно ослаблена. Муниципальный "совет" или "сенат" именовался декурией. Вообще же под декурией понималось всякое подразделение или отделение, состоявшее из 10-ти человек. С древнейших времен существовали декурии патрициев, всадников, сенаторов. Были также и коллегии судей. Десять первых членов муниципального совета именовались децемвирами.

Со временем императора Константина городские общины стали учреждать специальных должностных лиц (дефензоров), уполномоченных защищать город от притеснений и несправедливостей со стороны императорских чиновников. Население провинций буквально изнемогало под бременем множества государственных налогов и натуральных повинностей, грабежей и вымогательства чиновников.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Понятие принципа государственного управления
Реализация государственного управления базируется на принципах – фундаментальных положениях, проверенных теорией и практикой. Принцип (от лат. – «principium» – первоначало, первооснова) отражает зако ...

Организация договорной работы и формы участия в ней юридической службы органов социальной защиты населения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации от 02.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожило ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru