Соответствует ли действующая Конституция РФ принципам правового государства

Закон и право » Соответствует ли действующая Конституция РФ принципам правового государства

Страница 2

2.Объявление человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. (ст. 2).

В Конституции подчеркнуто приоритетное значение прав и свобод человека, они объявлены неотчуждаемыми, неотъемлемыми. Таким образом, личность ставится в обществе на первый план, ее интересы должны соблюдаться в деятельности всех органов государства.

3.Принцип народовластия, предполагающий, что единственным источником государственной власти в нашей стране является народ. (ст. 3).

4.Принцип государственного суверенитета, характеризующий верховенство и полноту власти внутри страны и независимость ее вовне. Государственный суверенитет означает самостоятельность государства в решении внутригосударственных и внешнеполитических проблем. (ст. 4)

К признакам суверенного государства можно отнести: а) наличие конституционно-правовой системы; б) единое граждаство; в) единство государственной власти; г) территориальное единство; д) единое экономическое пространство; е) единую кредитно-денежную систему; ж) единые Вооруженные Силы; з) международную правосубъектность; и) наличие государственных символов — герба, флага, гимна, столицы.

5.Принцип федерализма предполагает такую территориальную организацию государства, при которой Россия является сложным образованием, состоящим из отдельных единиц — субъектов Федерации, пользующихся определенной политической самостоятельностью, равных по своему правовому положению, и имеющих своей целью сохранение территориальной целостности, единство деятельности государства в интересах общества. (ст. 5).

Как федерация Россия имеет в своем составе 89 субъектов, из них 21 республика, 6 краев, 49 областей, 10 автономных ок­ругов, 1 автономная область и 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Субъекты Федерации оказывают большое влияние на жизнь общества и государства, без согла­сия субъектов не может, в частности, быть изменена Конституция РФ (главы 3—8).

6.Принцип социального государства. Это новое понятие для российского законодательства, оно впервые употреблено в Конституции РФ 1993 г. Главное назначение социального государ­ства состоит в том, что среди других выполняемых им функций большое место отводится социальной защите населения. Государство должно гарантировать по возможности занятость населения, чтобы не было безработных, обеспечивать минимальный прожиточный уровень, уменьшать различия в заработной плате, брать на государственное обеспечение социально уязвимые слои населения (многодетные семьи, детей-сирот, детей из не­полных семей, пенсионеров, инвалидов и др.).

Согласно ст. 7 Конституции РФ, государство, выполняя свое социальное назначение, призвано обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека. Это предполагает: а) материальную обеспеченность на уровне стандартов современного общества; б) свободный доступ к ценностям культуры; в) гарантированность личной безопасности.

7.Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Поскольку данный принцип уже был рассмотрен ранее, отметим, что он направлен на обеспечение подлинного народовластия, против узурпации власти в одних руках. (ст. 10).

8.Признание частной собственности в качестве равноправной с иными формами собственности — государственной, муниципальной и др. Государство гарантирует равную охрану и защиту частной собственности и равные условия для развития всех форм собственности. (ст. 8).

9.Политический и идеологический плюрализм, который не допускает существования какой-либо идеологии в качестве монопольной, единственно официальной, т. е. обязательной. (ст. 13). Возможно существование многопартийности, не допускается монопольное положение в обществе какой-либо одной партии, все общественные объединения равны перед законом. В то же время запрещаются общественные объединения, цели и действия которых направлены на: а) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение территориальной целостности России; б) подрыв безопасности государства, создание не законных вооруженных формирований; в) разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

10. Объявление России светским государством (ст. 14) означает, что в стране не существует официальной государственной религии, церковь отделена от государства, т. е. государство не может вмешиваться во внутренние дела религиозных объединений и организаций (кроме случаев нарушения законов). Религиозные организации не вправе участвовать в политической жизни страны, а государство не имеет права возлагать на них выполнение каких-либо государственных функций. Государство нейтрально по отношению к любой религии, гарантирует равенство всех религий перед законом. Учебные заведения — государственные и муниципальные — не должны преподавать религиозные учения как обязательные предметы или совершать религиозные ритуалы. В частном же порядке разрешается религиозное воспитание и образование.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Административно-территориальное устройство Испании
Испания – многонациональная и многоязычная стран. Преобладающей нацией являются кастильцы (собственно испанцы). Данная особенность предопределила форму национально-территориального устройства. Испани ...

Типичные способы и средства сокрытия преступления
Процесс подготовки товарной продукции к экспортной отправке можно условно разделить на ряд стадий, на которых возможно вложение в груз контрабандных наркотиков и прекурсоров. Поэтому каждая из этих с ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru