Понятие, признаки и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей

Закон и право » Реализация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина » Понятие, признаки и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей

Страница 1

Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой систему.

«Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.е. то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав — эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства».

Деление прав человека на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические является общепризнанным. Причем этот список постепенно пополняется по мере исторического прогресса общества. Поэтому в науке принято делить #M12291 841500049права#S на т.н. «поколения».

Рис. 1 – Три поколения прав и свобод человека

Права и свободы первого поколения - это право частной собственности, право неприкосновенности личности, свободы совести, политические права - избирать и быть избранным в представительные (законодательные) органы государственной власти, в органы местного самоуправления и др. Указанные права и свободы человека нашли закрепление в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. во Франции, в Конституции США и др.

Права и свободы второго поколения возникли после второй мировой войны в условиях подъема демократии, когда с расширением личных и политических прав формулируются и находят признание в мировой практике социально-экономические и культурные права: право на труд и отдых, право социального обеспечения, право на образование, право на пользование достижениями культуры и др. Указанные права закрепляются, например, в конституциях Франции, Италии и других стран.

#M12291 841500049Права#S «третьего поколения» заявили о себе в 1970-е годы. Эти #M12291 841500049права#S иногда называют «#M12291 841500049правами#S солидарности, поскольку они коллективны по своей сути, их появление вызвано глобальными угрозами человечеству: угрозой экологической катастрофы, разрушительных военных конфликтов, экономической деградации целых частей света».

В последние десятилетия все большее признание находят права и свободы третьего поколения, обусловленные достижениями и одновременно неблагоприятными последствиями научно-технического прогресса: право на здоровую окружающую среду, право на объективную информацию, право на безопасность в различных сферах и др.

Также, наряду с индивидуальными правами (правами человека) существуют право народа, право нации, право общности, ассоциации, то есть коллективные права. Они не являются естественными правами, поскольку «формулируются и кристаллизуются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива». И именно поэтому их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив.

Эти права имеют качественно иные свойства, определяемые целями и интересами коллективного образования. Но каково бы ни было многообразие этих прав, тем не менее, их правомерность неизменно должна проходить проверку «человеческим измерениям» – правами индивида. Права человека никогда не должны игнорироваться коллективными правами, противоречить им либо же подавляться ими (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации).

И, конечно, не следует рассматривать защиту индивидуума как покушение на права народа, так как через нее, напротив, защищается внутренняя динамика народа и, следовательно, его свободы. Таким образом, права человека становятся, неотделимы от прав народов, дополняющими их, превращаясь при этом в инструмент прямой демократии. И, следовательно, их отделение от прав народов оказывается ложным.

Некоторые, наиболее традиционные права человека, например такие, как право голоса или ассоциаций, изначально имеют коллективный характер, так как связаны с «полисом», с сообществом. И именно поэтому, сегодня самое индивидуальное из всех прав человека – право на жизнь, приобретает явный оттенок коллективного. Права на мир, сохранение окружающей среды или средства существования вытекают непосредственно из права на жизнь и, тем не менее, представляют собой коллективную проблему.

Следовательно, если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, то это значит, что цели, объединяющие такую общность, антигуманны и противоправны.

«Ценностный смысл выработанного тысячелетним опытом цивилизации набора универсальных прав человека состоит в том, что в них заложен потенциал тех естественных и непременных свойств, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека и человечества в целом».

Коллективные права не могут и не должны ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии, проверяться ими на «качество».

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Субъекты производства по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях складываются из действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играют государственные и общественные органы, их должностные лиц ...

Судебная практика и вопросы квалификации изнасилования и насильственных действий сексуального характера
Уголовное законодательство Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение преступлений, посягающих на половую неприкосновенность и половую свободу человека. Такие преступления, как ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru