Экологические преступления специального характера

Закон и право » Понятие и система экологических преступлений » Экологические преступления специального характера

Страница 6

Лес - охраняемый законом природный объект, представляющий собой совокупность древесно-кустарниковой и травянистой растительности, произрастающей на землях лесного и природно-заповедного фондов, а также населяющих его животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Объективная сторона – действия, выражающиеся в порубке, поджоге, выбросе в лес загрязняющих веществ, повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений, лиан, кустарников и т.д., непринятие мер пожарной безопасности в лесах при использовании источников повышенной опасности, совершённые в значительном размере. А также нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, других особо охраняемых государством природных территорий, либо пассивные действия должностных лиц, не обеспечивающих должную сохранность указанных объектов. Необходимо отметить, что ущерб, нанесённый определённой особо охраняемой территории, является оценочным показателем – будет определяться законодательством той или иной охраняемой зоны.

Уничтожение лесов и указанных насаждений - это причинение им вреда, повлекшего их гибель.

Повреждение указанных объектов - причинение им вреда, который со временем может быть в значительной мере или полностью устранен.

Касательно незаконной вырубки лесных насаждений, следует отметить, что данное преступление является крайне распространённым на территории России. Из-за экономической и социальной неразвитости народа дальнего востока страны, незаконная продажа леса на той территории нередко является единственным крайне выгодным заработком, прикрываясь при этом положениями п.2 ст.30 Лесного кодекса – где разрешена заготовка древесины для собственных нужд бесплатно! Соответственно, снижается эффективность функции надзора – становится сложным отследить преступные действия. В связи с этим, Россия сталкивается с проблемами реализации лесных насаждений за рубеж, конкурируя при этом не только с иностранными государствами, но и с недобросовестными продавцами внутри страны. Природоохранная прокуратура отслеживает нарушителей и пытается с ними бороться, однако соперничество с государством продолжается, это выражается в сильной дефляции цен на лесные насаждения. По данным архивов прокуратуры, срубленные деревья продаются за рубеж по цене 16$ за шт., в то время как в зарубежных странах, богатых лесом, стоимость колеблется около 50$ за шт., в США – 70$ за 1 дерево. Исходя из этого, изменяются таксы исчисления вреда лесу, повышая при этом планку размера нанесённого ущерба. Законодатель решил усилить контроль над преступностью в данной сфере, запретив вывозить через таможню необработанные брёвна, надеясь снизить количество нелегально вывозимого леса. Тем самым государство планировало принудить реализаторов леса к приобретению деревообрабатывающих заводов, что не каждому под силу. Однако при этом не указал, что понимается под обработкой! Следовательно, лица, незаконно вырубающие лес, лишь обрабатывают шкуркой или лобзиком данные деревья и, не опасаясь, продолжают заниматься преступной деятельностью. Учитывая падение цен на древесную продукцию из-за конкуренции с преступными сообществами, с недавнего времени снизились расценки по таксам: значительным ущербом будет признаваться свыше 5 т.р., в то время как в предыдущей формулировке – 10 т.р., крупный размер – 50 т.р., ранее – 100 т.р., и особо крупный размер – 150 т.р., в прошлом – 250 т.р., хотя по количеству срубленных деревьев показатель остаются такими же.

Субъектом будет являться лицо, достигшее 16 лет. Субъективная сторона предусматривает как умысел, так и неосторожность.

Состав преступлений материален, общественно опасные последствия выражают смысл статьи – незаконная вырубка, уничтожение либо повреждение указанных объектов, а также причинение крупного ущерба в диспозиции ст. 262 УК РФ.

Подробно рассмотрев поставленные вопросы, я убедился в широте данной темы. Содержание бланкетных норм главы 26 УК РФ усложняет процесс привлечения к уголовной ответственности, обязывая ссылаться на другие нормативно-правовые акты, среди которых имеются и подзаконные НПА.

Нередко из-за обширности законодательного урегулирования данной сферы, нормы часто конкурируют друг с другом, а влияние Федеральных законов на систему экологических преступлений, вынуждает постоянно вносить поправки в главу 26 УК РФ, создавая дополнительную сложность. Однако данные явления говорят о том, что государство заинтересовано в сохранении благоприятной окружающей среды и в обеспечении экологической безопасности населения.

На данный момент система экологического законодательства хорошо развита, хотя невозможно утверждать абсолютную эффективность его применения, особенно учитывая распространённость данных категорий преступлений по всей территории нашей родины, и, соответственно загруженность работы сотрудников правоохранительных органов. По моему мнению, достигнуть снижения преступной активности возможно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Управление в области культуры
Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в принятых 9 октября 1992 г. «основах законодательства Российской ...

Реальные и консенсуальные сделки
По моменту, к которому приурочивается возникновение сделки, они различаются на реальные (от лат. res - вещь) и консенсуальные (от лат. consensus - соглашение). Консенсуальные сделки - сделки, для сов ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru