Экологические преступления специального характера

Закон и право » Понятие и система экологических преступлений » Экологические преступления специального характера

Страница 4

Данную статью невозможно абстрагировать или унифицировать в определённую главу, объясняя это тем, что законодательство РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ представляет собой систему смешанных норм, охраняющих как безопасность государства, территориальную границу, так и недра, и водные биологические ресурсы. Многие учёные спорят по поводу определения данной статьи в главу Экологических преступлений, настаивая на отнесении её к гл. 29 УК РФ (Преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства). Однако, в других законных актах законодатель даёт понять, что данная статья в первую очередь направлена на охрану добываемых природных ресурсов, ставя экономические и научные приоритеты на первое место.

Объект – общественные отношения по поводу охраны живых ресурсов континентального шельфа и вод исключительной экономической зоны РФ.

В качестве дополнительного объекта могут выступать отношения в сфере обеспечения безопасности морского судоходства.

Континентальный шельф РФ - это продолжение морского берега под водой, образующего материковую отмель. Включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Исключительная экономическая зона РФ - это морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Объективная сторона составов преступления выражается в форме, как действия, так и бездействия. В первом случае лицо характеризуется активным преступным поведением по возведению сооружений, созданию вокруг них зон безопасности, нарушению правил строительства, эксплуатации сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства и т.д. Во втором - виновное лицо не соблюдает, не исполняет правил, например не контролирует эксплуатацию сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства и т.д. Пассивное преступное поведение характерно для должностных и иных лиц, ответственных за эксплуатацию данных сооружений и средств. Федеральным законодательством установлены пределы исчисления территории континентального шельфа и исключительной экономической зоны – 200 морских миль от исходных линий. Зоны безопасности искусственных островов простираются радиусом 50 морских миль от объекта.

Данная норма носит бланкетный характер, т.к. для признания определённого деяния преступным, требуется ссылаться на другие законы и нормативные акты. Например - ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", КТМ РФ, ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".

Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста. Для дел о нарушении правил эксплуатации сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства, а также в связи с совершением преступлений по неосторожности характерно привлечение к Уголовной ответственности должностных либо иных ответственных по службе лиц.

Субъективная сторона может как в форме умысла, так и неосторожности.

По конструкции составы преступления являются формальными. Оконченным оно будет признано в случае:

1) Незаконного возведения сооружений на континентальном шельфе РФ;

2) Незаконного создания вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности;

3) Нарушения правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений или средств обеспечения безопасности морского судоходства;

4) Исследования, разведки, разработки естественных богатств континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, проводимых без соответствующего разрешения.

2. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны фауны

Фауна – это совокупность видов животных, обитающих на определённой территории или акватории. Отталкиваясь от данного понятия, в эту группу можно сопоставить 3 статьи: ст. 256 УК (Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов), ст. 258 УК (Незаконная охота), ст. 259 УК (Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесённых в Красную книгу). Что касается статей 256 и 259 УК РФ, возникла небольшая сложность их структуризации и отнесения данных норм именно к сфере фауны, т.к. биологические ресурсы и охраняемы Красной книгой существа представляют собой не только живые организмы, но и растения и водоросли. Главным аргументом явилось то, что снижение популяций именно представителей фауны являет большую экологическую опасность, чем вред, причинённый неживой природе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Основные направления государственной поддержки сельского хозяйства
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О развитии сельского хозяйства» государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим ...

Правовая природа крестьянских хозяйств, порядок создания и основания прекращения ведения крестьянских хозяйств
В соответствии со ст.1 Закона РК „О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянским (фермерским) хозяйством признается семейно-трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru