Характеристика парламента

Страница 2

К правам, закрепленным за абсолютным или относительным большинством депутатов, относятся выборы Канцлера, включая вынесение конструктивного вотума недоверия, решение вопроса о доверии ему, неодобрение при назначении министров, утверждение или отклонение законов.

Отсюда можно сделать вывод, что средства, которыми Бундестаг обладает при осуществлении своей контрольной деятельности, носят санкционирующий или информативный характер.»

В некоторых государствах в целях совершенствования механизма управления полномочия парламента и условия их осуществления немного видоизменяются.

«Парламентарная республика, как и президентская, тоже испытывает в наше время давление, направленное на «рационализацию» парламентаризма. Но в данном случае суть этого давления состоит в том, чтобы ограничить возможность использования вотума недоверия, создать стабильное правительство, исключить министерскую чехарду (в Италии, например, за послевоенные полвека сменилось более 50 советов министров). С этой целью применяются разные приемы, относящиеся к партийным комбинациям членов парламента (но есть и обратные комбинации с целью организовать выражение недоверия и «свалить» кабинет).

Существуют и конституционные способы для создания более стабильного правительства в парламентарной республике. Одним из наиболее действенных является «конструктивный вотум недоверия», предусмотренный конституцией Германии. Во-первых, ответственность перед нижней палатой парламента несет не все правительство, а только его глава (канцлер). Отдельным министрам недоверие не может быть выражено, они назначаются и смещаются канцлером. Во-вторых, бундестаг имеет право выразить вотум недоверия канцлеру только при условии, что проект резолюции, внесенный в бундестаг, будет содержать два пункта: предложение о недоверии действующему канцлеру и предложение об избрании нового канцлера. Провести такую резолюцию в парламенте очень трудно, и на практике замена одного канцлера другим имела месте только один раз — в 1982 г.

Канцлер может и по своей инициативе поставить вопрос о доверии.

Предложение считается принятым, если за него голосует абсолютное большинство депутатов. Отклонение предложения о доверии не обязывает канцлера уйти в отставку. Он может обратиться к президенту с просьбой о роспуске в течение 21 дня бундестага. Право роспуска погашается, если бундестаг в этот промежуток времени изберет абсолютным большинством голосов нового канцлера. В этом случае прежний канцлер обязан уйти в отставку. В случае отставки канцлера покидают свои посты и все члены правительства.»

Парламентская республика – это такая форма правления, при которой наиболее значимое место в системе государственных органов занимает законодательный орган (парламент), перед которым правительство несет политическую ответственность. Правительству может быть выражен вотум недоверия со стороны парламента, что может повлечь его отставку. Предусмотрен и обратный механизм воздействия. Правительство может поставить вопрос перед президентом о роспуске парламента и назначении новых выборов.

Президент в парламентской республике занимает скромное место. Все наиболее значимые полномочия он осуществляет по предложению или с согласия правительства. Избирается президент чаще всего парламентским способом – парламентом или специально формируемым органом.

Так же отличительной чертой парламентской республики является наличие поста премьер-министра, который должен в первую очередь пользоваться доверием парламента, что чаще всего приводит к тому, что эту должность занимает глава победившей на выборах партии или лицо, обладающее доверием коалиции партий, представляющей большинство в парламенте. С постом премьер-министра связан так же институт контр ассигнования всех значимых решений главы государства. Связано это с тем, что президент не несет политической ответственности перед парламентом в отличие от главы исполнительной власти.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации
Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет ...

Структура уголовного закона
Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой и введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 N 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации». Уголо ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru