Отражение норм, регулировавших брачные отношения в Древнем Риме, в современном семейном праве

Закон и право » Отражение норм, регулировавших брачные отношения в Древнем Риме, в современном семейном праве

Страница 1

Комплексное изучение семейного права на современном этапе невозможно без рассмотрения пути его развития, изучения причин и особенностей вносимых изменений. С этой целью автор данного эссе осуществляет сравнительный анализ брачных отношений в Древнем Риме и современного российского законодательства, регулирующего брачные отношения в сфере семейного права с целью выявления их отражения.

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению брачных отношений, автор данного эссе считает необходимым рассмотреть понятие и особенности «семьи» в Древнем Риме и на современном этапе, которое тесным образом связано с брачными отношениями.

В римском праве семья признавалась основным элементом социальной организации мужчины и женщины. Она характеризовалась следующими признаками: семья – это союз мужчины и женщины; наличие детей в семье признавалось обязательным. Совокупность данных признаков позволяло признать семью на государственном уровне. В древнейшем периоде развития римского права семья обладала патриархальным характером, а власть главы (домовладыки) семьи признавалась абсолютной. Старший агнат (мужчина) нёс ответственность за семью, осуществлял роль посредника между живыми родственниками и предками, определял степень свободы родственников. Признавалось агнатское и когнаткое родство.

Современное Российское законодательство в ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) содержит норму, указывающую, что семья находится под защитой государства. Однако автор данного эссе отмечает, что законодательством не предусмотрены какие-либо критерии для признания семьи на государственном уровне, кроме как заключение в предусмотренном законом порядке брака. Но современное семейное право также содержит нормы нравственного характера, в частности, СК РФ предусматривает в рекомендательном порядке, что необходимо соблюдать принцип укрепления семьи, её организацию на основе взаимной любви и уважения, ответственности, взаимопомощи, провозглашает защиту семьи от вмешательства со стороны третьих лиц.

То есть, рассмотрев модели организации семьи в Древнем Риме и на современном этапе, автор эссе приходит к выводу, что они имели качественно отличные принципы, лежащие в их основе. Однако категория семьи в Древнем Риме уже признавалась как форма взаимосвязи мужчины и женщины, что находит отражение в современном семейном праве. Стоит заметить, что анализ современного семейного законодательства подразумевает, что семья образуется на основе заключения брака. Однако на бытовом уровне лица, совместно проживающие, признают свои взаимоотношения семьёй. Несмотря на это, подобные отношения не влекут правовые последствия, вытекающие из заключения брака.

Основой семьи является брак. В Древнем Риме не все отношения мужчины и женщины признавались браком, способствующим повлечь правовые последствия. Брак должен был иметь проявления в двояком смысле: отражать человеческое право (то есть подчиняться гражданским нормам) и отражать божественное право, то есть соответствовать религиозным и моральным предписаниям. Брак мог заключаться a обрядовой форме и неформальной. Он имел 2 вида: с властью мужа и без власти мужа (возобнавляемый ежегодно). Оба вида брака влекли различные правовые последствия при их заключении. Брак в Древнем Риме являлся патрилокальным, то есть после его заключения в дом к мужу приходила жена (данный принцип уже не соблюдался в классический период), а не наоборот. Обряду «введения невесты» в дом – придавалось существенное значение. Целью семьи является – самовоспроизведение. Римский брак – это правовой институт, который влечёт правовые последствия. В Древнем Риме законодательно предусматривалась помолвка до заключения брака для установления квазиродственных отношений (в настоящее время помолвка как таковая законодательством не закреплена, однако имеет проявление в традиционных неправовых обрядах). Заключение римского брака предполагало два этапа: обручение, которое происходило без участия будущих супругов и брачную церемонию. Автор замечает, что на современном этапе обручение законодательно не закреплено, однако иногда встречается в качестве проявления традиций народов.

Римский брак был ограничен в отношении лиц, желающих в него вступить, применительно к их происхождению. К примеру, не призвалось браком сожительство рабов, сожительство перегринов.

Современное семейное право не содержит чёткого определения понятия «брак» и признаёт только один вид брака - зарегистрированный в соответствующем порядке в органах ЗАГСа. Однако данное понятие может быть определено при анализе принципов, на которых он базируется. Брак заключается на принципе добровольности его заключения супругами, супруги признаются равными в правах, провозглашается преимущественное воспитание детей в семье, взаимосогласованное разрешение внутрисемейных разногласий.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Виды и формы гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителя
Под гражданско-правовой ответственностью понимаются неблагоприятные имущественные последствия для лица, допустившего гражданское правонарушение, выразившиеся в утрате таким лицом части имущества. Как ...

Политика Перикла в контексте его личности
В науке существуют различные точки зрения касательно того, отражала ли политика Перикла интересы Алкмеонидов или все же он руководствовался исключительно благом Афинского полиса. Первого взгляда прид ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru