Общая характеристика парламентской республики

«Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

Для парламентарной республики в значительно большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти: провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства; устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие; президент наделяется обширными полномочиями, но осуществляются они не им, а правительством.»

«Главное достоинство парламентской республики усматривают в том, что она обеспечивает консенсуальность управления. Нуждаясь в доверии законодателей, правительство восприимчиво к требованиям всех партий, представленных в парламенте (особенно если в нем отсутствует стабильное большинство), и само является более представительным (коалиционным).

Отсюда, однако, проистекает непредсказуемость исполнительной власти. Голосуя на парламентских выборах, избиратели не могут предвидеть состав будущих правительств. В парламентской системе возможно лишь «ретроспективное реагирование» через отказ в доверии правительственным партиям на новых выборах, что, впрочем, не гарантирует от формирования в результате соответствующих коалиционных соглашений правительства сходной ориентации. В результате правительственный курс является результатом не выбора избирателей, а межпартийных договоренностей, т.е. если это и консенсус, то на уровне элит, а не населения. Ответственность исполнительной власти перед парламентом, и «обратная связь» с избирателями далеко не очевидна. Исключение составляют страны с четко выраженной двухпартийной системой (например, Великобритания, Канада). Но там мажоритарность управления проявляется в еще большей мере, чем в президентских республиках, сопрягаясь с практически полным сращивание правительства с парламентом и превращением последнего в «машину для голосования».

В государствах с фрагментированной партийной палитрой исполнительная власть, напротив, чрезмерно слаба и зависима от законодательного собрания, что приводит к частым правительственным кризисам. А когда правительства неоднократно меняются в промежутках между выборами, избирателю вообще не понятно, на кого возложить ответственность за не устраивающую его политику, и он практически лишен возможности как-то ее скорректировать.

Таким образом, парламентская республика, в зависимости от существующей в стране партийной системы и структуры социально-политических интересов, на практике приводит либо к чрезмерному усилению исполнительной власти, опирающейся на стабильное и сильное парламентское большинство, либо к слабому, неустойчивому правительству (министерской чехарде). Принцип разделения властей при этом неизбежно искажается, в последнем случае нельзя говорить и об эффективности управления. Необходимым коррективом возможных системных деформаций здесь опять выступает сильная судебная власть и развитое гражданское общество, способное к саморегуляции.»

Это интересно:

Наложение ареста на различные виды имущества
Далее рассмотрим вопрос о наложении ареста на такие виды имущества, как права требования и ценные бумаги. Совершенно особым вопросом при наложении ареста на имущество должника является порядок ареста ...

Природа и право граждан на жилище
Конституция Российской Федерации в ст.40 закрепила за гражданами право на жилище, в связи с чем перед наукой гражданского права возникла весьма сложная как в правовом, так и в экономическом, социальн ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru