Понятие государственного механизма

Закон и право » Структура государственного механизма » Понятие государственного механизма

Страница 3

Наличие государственно-властных полномочий — наиболее су­щественный признак государственного органа. В совокупности с други­ми этот признак позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными орга­низациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственны­ми органами и организациями — с другой.

Государственно-властные полномочия практически выражаются в из­дании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения за строгим и неуклонным соблюдением требований, содержа­щихся в данных актах, в обеспечении и защите этих требований от нару­шения путем применения мер воспитания, убеждения, разъяснения и по­ощрения, а в необходимых случаях и мер государственного принуждения.

В состав каждого государственного органа входят лица, являющиеся непосредственными исполнителями возложенных на него полномочий, и лица, технически обеспечивающие выполнение его функций и полно­мочий. В его составе есть также особый технический аппарат, особые материально-технические средства («материальные придатки» государст­венной власти). К нему примыкают различные находящиеся в его веде­нии и управлении организации и учреждения.

Будучи составными частями государственного механизма, органы лю­бого государства различаются порядком образования, видами выполняе­мой ими государственной деятельности, характером и объемом компе­тенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими государственных функций.

1.2. Принципы организации и деятельности механизма государства

Принципы организации и деятельности механизма государства подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и на частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти.

Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй – принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и иных федеральных законах.

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации – многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по различным каналам, в том числе и непосредственно (выбор президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение благосостояния человека и общества.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти, их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти, установления диктатуры.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Виды административно-правовых норм, действие административно-правовых норм
Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию. Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий харак ...

Предпосылки заключения договора строительного подряда
Договор строительного подряда может быть заключен только при наличии у сторон требуемых законодательством Республики Беларусь документов. Их перечень закреплен в п.12 Правил № 1450. Заказчик должен и ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.burami.ru