Проблемы уголовно-правовой охраны государственной тайны в Российской Федерации

Закон и право » Государственная тайна » Проблемы уголовно-правовой охраны государственной тайны в Российской Федерации

Страница 1

В адрес российских правоохранительных органов и суда звучат упреки как внутри страны, так в основном из-за рубежа. В этой части была принята в 2007 г. специальная Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы «О шпиономании в России». Анализировался ряд громких дел по обвинению в шпионаже ученых, журналистов и адвокатов в России. Признали нарушение фундаментальных принципов, гарантирующих справедливость судебных разбирательств по делам, неоправданное ограничение свободы выражения мнения и информации, затяжной характер судебных процессов, длительные сроки предварительного заключения, нарушение принципа равенства сторон, судебные заседания были закрытыми, что не укрепляло уверенность общественности в их справедливости, жесткость назначенных наказаний в виде лишения свободы, не совпадающую с практикой других стран - членов Совета Европы.

Российское законодательное отнесение сведений к государственной тайне базируется на перечневой системе, точнее - на перечневой пирамиде. Так, открытый и опубликованный Закон «О государственной тайне» и Перечень содержат только категории сведений, составляющих государственную тайну, а не сведения, которые являются государственной тайной; и Закон, и Перечень не устанавливают степени секретности сведений. Секретные и закрытые перечни представляет межведомственная комиссия по защите государственной тайны, они формируются по предложениям органов государственной власти и в соответствии с открытым Перечнем сведений. Секретный Перечень сведений составляется также самими органами государственной власти (в отличие от межведомственной комиссии), в рамках их компетенции «разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию» (ст. 9 ФЗ РФ «О государственной тайне»). В соответствии с Конституцией РФ Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 29), а не межведомственной комиссией или исполнительной властью.

Государства имеют законную заинтересованность в содержании зон секретности в чувствительных областях. Но само решение о том, где и как охарактеризовать эту зону, не может быть секретным. Дополнительные перечни сведений, относимых к государственной тайне, должны быть общедоступны. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Недопустимая ситуация, когда любой человек, не являющийся секретоносителем, может найти в открытом доступе секретную информацию, которую и определить как секретную не может ввиду секретности Перечней, а распространив ее, в соответствии с российским законодательством, он несет уголовную ответственность.

Существенной проблемой российского закона является противоречивость и правовая неопределенность. Эффективное взаимодействие гражданина с государством невозможно, если он не имеет четкого представления о собственном правовом статусе, своих правах и обязанностях, корреспондирующих им правах и обязанностях иных лиц, полномочиях органов публичной власти, а также о том, какую правовую оценку получат его действия в тех либо иных ситуациях. Принцип правовой определенности связывает органы публичной власти всех уровней и направлен на достижение двух основных взаимосвязанных целей: поддержание разумной стабильности и определенности правового регулирования, создание и поддержание доверия частных лиц к праву и государству. Неопределенность содержания правовой нормы, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями.

В законе «О государственной тайне» существует большое количество оценочных понятий, как, к примеру: специальные физические установки, режимные и особо важные объекты, военно-политическая обстановка, стратегические виды сырья (ст. 5), засекречиваются сведения в области внешней политики и экономики о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства (ст. 5); высшие должностные лица (ст. 7); реэмигранты (ст. 21) и т.п. Отсутствует четкое законодательное определение и регулирование таких вопросов, как: что есть государственная измена, что - разглашение государственной тайны, кто несет ответственность (субъект преступления), направленность умысла, а когда вообще отсутствует состав преступлений. Согласно пункту 3 ст. 4 абз. 8и ст. 8 п. 3 Закона "О государственной тайне" от 21.07.1993 № 5485-1 Порядок определения размеров ущерба, который может быть причинен, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Лицевые счета по зарплате работников
Лицевые счета по зарплате работников располагаются в деле по алфавиту фамилий за один календарный год. В организациях с большой штатной численностью из лицевых счетов формируют несколько томов, сохра ...

Понятие административной юстиции в США
В США за основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов. В Кон ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.burami.ru