История уголовно-правовой охраны государственной тайны в Российской Федерации

Закон и право » Государственная тайна » История уголовно-правовой охраны государственной тайны в Российской Федерации

Страница 1

Государственные секреты и охота за ними возникли на заре человеческого общества, когда появились первые государства. Задачи обеспечения безопасности государства предопределяют необходимость защиты его информационных ресурсов от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации. Этим определяется существование института государственной тайны, создающего возможность для государства проводить независимую информационную политику, защищать свои национальные интересы.

«Свод законов Российской империи» (издания 1842 г. и 1857 г.) запрещал должностным лицам разглашать государственные тайны, под страхом смертной казни или каторги. «Уложение о наказаниях» 1885 года (Том XV Свода законов Российской империи) предусматривало, что в случае, когда должностное лицо допустило, вследствие небрежности, исчезновение важных (тайных) документов назначается тюремное заключение в крепости (ст. 425 Уложения). В дальнейшем, до образования социалистического государства, каких-либо изменений в сфере охраны государственной тайны не происходили.

После Октябрьской революции местные народные суды фактически не приняли дореволюционное уголовное законодательство. Однако в связи с необходимостью подавления сопротивления свергнутых классов появляется понятие "контрреволюционное преступление" - деяние, направленное против завоеваний революции. Так, одной из наиболее опасных форм контрреволюционной деятельности считался саботаж, т.е. злостное, преднамеренное расстройство или срыв работы при соблюдении видимости ее выполнения. Первым кодифицированным уголовным законом, предусмотревшим ответственность за контрреволюционные преступления, был Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., который в ст. 57 отнес к контрреволюционным «всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских Советов и существующего на основе Конституции РСФСР рабоче-крестьянского правительства».

Постановлением СНК 24 апреля 1926 года был утвержден новый открытый «Перечень сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной». Все сведения были разделены на три группы: сведения военного характера, сведенья экономического характера и сведения иного характера. Кроме этого было введено три категории секретности. Согласно Перечню, указанным в нем сведеньям, был присвоен один из трех грифов секретности: совершенно секретно, секретно и не подлежит оглашению.

Значительную опасность представляли действия внешних и внутренних врагов Советской власти, направленные на выяснение экономического положения образовавшегося Советского Союза с тем, чтобы при помощи вредительских действий и саботажа попытаться реставрировать капитализм. Поэтому уже в 1925 г. было решено включить в Кодекс статью об экономическом шпионаже, а в 1933 г. ЦИК СССР принимает постановление "Об ответственности служащих государственных учреждений и предприятий за вредительские акты".

В 1958 г. Верховный Совет СССР принял ряд законов, имеющих большое значение. В их числе - Закон об уголовной ответственности за государственные преступления, полностью вошедший в Кодекс 1960 г. в качестве первой главы Особенной части – «Государственные преступления». Глава состояла из двух разделов: "Особо опасные государственные преступления" (ст. 64-73) и "иные государственные преступления" (ст. 74-88). В этом Уголовном Кодексе были предусмотрены такие статьи, как «Разглашение государственной тайны» (статья 75) и «Утрата документов, содержащих государственную тайну» (статья 76).

В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. раздел об особо опасных государственных преступлениях был переименован в преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, также были сохранены большинство прежних статей, внесены определенные изменения и дополнения в конкретные статьи. Преступления же, входящие в Кодекс 1960 г. в раздел "Иные государственные преступления", законодатель обоснованно отнес к числу посягательств не на интересы государства, а на иные объекты, предусмотрев ответственность за них в других главах. Исключение составили три состава преступления - нарушение национального и расового равноправия (статья 282), разглашение государственной тайны (статья 283) и утрата документов, содержащих государственную тайну (статья 284).

Страницы: 1 2

Это интересно:

Имидж муниципального служащего
Изучение данной темы повлекло комплексное исследование понимания сущности феномена «имидж». Понятие «имидж» сформировалось в зарубежном менеджменте и политической науке. Широкое распространение в оте ...

Понятие и виды источников предпринимательского права
Под источником права понимаются определенные формы выражения государственной воли, складывающиеся из принятых в определенном порядке компетентными государственными органами актов, которыми устанавлив ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru