Правовая сущность прокурорского надзора

Страница 2

Как самостоятельная область права прокурорский надзор обусловлен тем, что в законодательстве России реально существует совокупность правовых норм, регламентирующих систему и структуру органов прокуратуры, принципы и условия их организации и направления деятельности, полномочия относительно выявления и устранение нарушений законности, средства прокурорской деятельности и реагирование на эти нарушения и т.п. Однако, некоторые исследователи в меру разрозненности норм в различных законах сомневаются в существовании прокурорского надзора, как отдельной области права.

Органам прокуратуры принадлежит особое место в механизме гарантий законности. Реализуя свои полномочия, органы прокуратуры обслуживают все три ветви власти. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ст. 12 Закона РФ «О прокуратуре»: «Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации».

Главными понятиями прокурорского надзора являются его предмет, объекты, субъекты, средства, методика и принципы.

Предмет прокурорского надзора – это сфера общественных отношений, контролируемая прокуратурой – отношения общества и государства. Он четко определен в ст. 21 Закона.

Объекты прокурорского надзора – это министерства, ведомства, учреждения, предприятия, организации, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, на которые распространяются надзорные полномочия прокурора.

Субъектом прокурорского надзора называется участник прокурорского-надзорных правоотношений. Это физические или юридические лица, проверяемые прокуратурой на соблюдение законов РФ. Однако и сам прокурор, работники прокуратуры также выступают участниками упомянутых правоотношений. Объекты и субъекты не прописаны в Законе, но упоминаются в юридической литературе.

Средства прокурорского надзора – это действия и правовые акты прокурора, которые вытекают из его полномочий и с помощью которых он решает поставленные перед ним задача: обнаруживает, устраняет, предупреждает нарушения законов, привлекает виновные лица к юридической ответственности. Они тоже не перечисляются в Законе, а лишь в специальной литературе.

Методика прокурорского надзора – это научное понятие, которое означает совокупность методов и способов осуществления прокурором своих полномочий и решения задач во время проведения проверок относительно соблюдения и применения законов. Ст. 22–27, 42 Закона и др. определяют полномочия прокурора и частично касаются последовательности прокурорской проверки.

Ст. 4 Закона «О прокуратуре» среди главных принципов деятельности прокуратур РФ определяет единство и централизацию системы прокуратур, независимость прокуратур, законность. Также она закрепляет права прокуроров на получение необходимой информации в ходе надзора, невозможность совмещения прокурорской должности с должностью чиновника государственных или муниципальных органов, членством в общественных организациях и всякой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, творческой или научной работы. Исследователи выдвигают мнение о существовании, не закреплённых в Законе принципов законности, публичности, гласности, единоначалия и коллегиальности, деполитизации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Государственная политика по предупреждению развитию наркомании в Российской Федерации
Наркотизацию общества следует рассматривать как процесс негативных социальных изменений в государстве под воздействием распространения наркомании. Осуществление государственной политики противодейств ...

Управление, государственное управление, исполнительная власть
Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть 1.1 Общее понятие управления и его сущность. 1.2 Социальное управление, его виды и функции. 1.3 Сущность государственного управле ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru