Правовая сущность прокурорского надзора

Страница 2

Как самостоятельная область права прокурорский надзор обусловлен тем, что в законодательстве России реально существует совокупность правовых норм, регламентирующих систему и структуру органов прокуратуры, принципы и условия их организации и направления деятельности, полномочия относительно выявления и устранение нарушений законности, средства прокурорской деятельности и реагирование на эти нарушения и т.п. Однако, некоторые исследователи в меру разрозненности норм в различных законах сомневаются в существовании прокурорского надзора, как отдельной области права.

Органам прокуратуры принадлежит особое место в механизме гарантий законности. Реализуя свои полномочия, органы прокуратуры обслуживают все три ветви власти. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ст. 12 Закона РФ «О прокуратуре»: «Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации».

Главными понятиями прокурорского надзора являются его предмет, объекты, субъекты, средства, методика и принципы.

Предмет прокурорского надзора – это сфера общественных отношений, контролируемая прокуратурой – отношения общества и государства. Он четко определен в ст. 21 Закона.

Объекты прокурорского надзора – это министерства, ведомства, учреждения, предприятия, организации, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, на которые распространяются надзорные полномочия прокурора.

Субъектом прокурорского надзора называется участник прокурорского-надзорных правоотношений. Это физические или юридические лица, проверяемые прокуратурой на соблюдение законов РФ. Однако и сам прокурор, работники прокуратуры также выступают участниками упомянутых правоотношений. Объекты и субъекты не прописаны в Законе, но упоминаются в юридической литературе.

Средства прокурорского надзора – это действия и правовые акты прокурора, которые вытекают из его полномочий и с помощью которых он решает поставленные перед ним задача: обнаруживает, устраняет, предупреждает нарушения законов, привлекает виновные лица к юридической ответственности. Они тоже не перечисляются в Законе, а лишь в специальной литературе.

Методика прокурорского надзора – это научное понятие, которое означает совокупность методов и способов осуществления прокурором своих полномочий и решения задач во время проведения проверок относительно соблюдения и применения законов. Ст. 22–27, 42 Закона и др. определяют полномочия прокурора и частично касаются последовательности прокурорской проверки.

Ст. 4 Закона «О прокуратуре» среди главных принципов деятельности прокуратур РФ определяет единство и централизацию системы прокуратур, независимость прокуратур, законность. Также она закрепляет права прокуроров на получение необходимой информации в ходе надзора, невозможность совмещения прокурорской должности с должностью чиновника государственных или муниципальных органов, членством в общественных организациях и всякой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, творческой или научной работы. Исследователи выдвигают мнение о существовании, не закреплённых в Законе принципов законности, публичности, гласности, единоначалия и коллегиальности, деполитизации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Правовая природа договора
В отечественной цивилистике в числе признаков этого договора обычно назывались несовпадение моментов заключения и исполнения договора, поставка товара, определяемого родовыми признаками и, как правил ...

Другие органы государственной власти
По Конституции РФ третьей отраслью власти является судебная, которая осуществляется только судами на основе закона. Создание чрезвычайных судов запрещено. Судебная власть независима от законодательно ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.burami.ru