Модель правового государства по Конституции Российской Федерации

Закон и право » Форма Российского государства » Модель правового государства по Конституции Российской Федерации

Страница 1

В Конституции Российской Федерации не содержится дефиниции правового государства. Но в теоретико-правовой доктрине в целом сложилось некоторое единство относительно наиболее существенных признаков правового государства. В то же время сущностное содержание этих признаков, их политическое значение, а подчас и юридическая природа объясняются по-разному. Поэтому понимание правовой государственности в Российской Федерации зависит от «исходных» задач, ставящихся исследователями.

Такой вариативный подход к пониманию российской правовой государственности во многом объясняется тем, что понятие правового государства часто интерпретируется в отрыве от содержания российской Конституции. Нет оснований считать такой подход неверным либо неоправданным. Многое здесь зависит от методологии, избираемой автором для проведения исследования. Одно дело, когда представления о правовом государстве, сформулированные в доктринальном виде, служат своего рода базисом для оценки действующей Конституции, и совсем другое, когда реальное содержание правовой государственности России выводится не из абстрактных представлений о некой идеальной модели правового государства, а основывается на нормах Конституции, на практике реализации идей правовой государственности в деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом речь не идет о предпочтительности того или иного подхода: равно приемлемыми являются и тот и другой. Однако для целей данной работы наиболее продуктивным видится анализ на основе текста и идеи действующего российского Основного закона.

Правовая государственность служит отражением такого состояния государственно-правового и общественного развития, при котором демократическая конституция и правовые законы «связывают» и «ограничивают» государство, а в содержании самих законов (как и конституции) нравственные идеи являются превалирующими.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в создании системы государственно-правовых отношений, обеспечивающей приоритет права во всех сферах общественной жизни. Приоритет права, как правило, «расшифровывают» через понятие верховенства закона, отмечая при этом, что речь идет о правовом законе. Понимают под правовым законом не только акт высшей юридической силы, принятый с соблюдением всех необходимых законодательных процедур. Правовой закон – это воплощение общепринятых в цивилизованных отношениях норм и демократических ценностей. Оптимальное сочетание в содержании закона принципов демократии и права и его социальной нацеленности – материальное условие возникновения правового закона. Директивное же законотворчество по принципу «закон и есть закон» способно порождать произвол со стороны государства.

Другой признак правового государства состоит в ограниченности государственной власти. Это положение не следует понимать в том смысле, что каждое из государств реализует суверенные полномочия в рамках ресурсов, обеспеченных геополитическими, экономическими, социальными, культурологическими и другими факторами. Такие ограничения объективны. Государственная власть ограничена тем, что в лице отправляющих ее органов и должностных лиц она действует лишь в пределах, установленных Конституцией и федеральным законодательством. То есть речь идет о правовой организации системы государственной власти. А правовая организация системы органов государственной власти предполагает, помимо их учреждения, четкое определение их компетенции, места и характера их взаимоотношений, форм деятельности. Кроме того, как показывает опыт, для правовой организации государственной власти весьма важным является определение правил формирования отношений и использования специального юридического инструментария. Если правила процедуры в системе законодательной или судебной власти в достаточной мере определенны и имеют многолетний (как минимум вековой) опыт апробации в России, то повсеместное внедрение регламентов для обеспечения процедурного сопровождения административных процессов – дело будущего. При этом регламентация бюрократических процедур функционирования государственного аппарата также должна осуществляться на основе права, то есть деятельность административных органов должна осуществляться таким образом, чтобы не могла повредить нормальному функционированию гражданского общества. Сегодня для Российской Федерации является очевидным, что в специфических условиях чрезвычайно расширившегося спектра функционирования государственной власти, действия ее органов и лиц, осуществляющих властные прерогативы, нуждаются в оптимизации, в нормативном определении необходимых и достаточных для осуществления повторяющихся управленческих операций сроков, материалов, документов и др., гарантирующих правильную «организацию труда» в системе власти.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Правовая сущность прокурорского надзора
Понятие «прокурорский надзор» является разноаспектным. Поэтому прокурорский надзор, как и много других понятий юридической науки, можно и нужно рассматривать и различать в нескольких значениях. В час ...

Мероприятия по совершенствованию деятельности ООО «Смак»
Для повышения финансовых результатов деятельности можно предложить следующие мероприятия: 1. Оптимизация себестоимости за счёт модернизации системы поилки (через внедрение систем автоматизированного ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru