Эволюция форм государственного устройства в России

Закон и право » Форма Российского государства » Эволюция форм государственного устройства в России

Страница 2

Сталинская Конституция СССР 1936 г. взяла курс на сверхцентрализацию и уточнила статус автономных советских социалистических республик и автономных областей. Так, утверждение образования новых автономных республик в составе союзных республик, а также новых краев и областей было отнесено к ведению Союза ССР, определение границ территорий автономных республик было отнесено к компетенции Верховных советов союзных республик. Изменилась структура органов власти автономной республики и автономной области. Республика теперь имела высший орган государственной власти – Верховный Совет, избиравший свой Президиум и образовывавший Совет народных комиссаров. Автономная область имела Совет депутатов трудящихся и избираемый им исполком, относившиеся теперь к местным органам власти. Местными теперь назывались и органы власти краев, областей и национальных округов.

С принятием Конституции РСФСР 1978 г. автономные республики стали советскими социалистическими государствами и были определены сферы исключительного ведения республик и их ограниченного территориального верховенства. Устанавливать и изменять границы и районное деление республик РСФСР более не могла, к ведению Президиума Верховного Совета были отнесены только границы и устройство автономных областей, краев, областей и автономных округов.

Конституции республик более не подлежали утверждению Верховным Советом РСФСР, право отменять законы и акты Верховных Советов автономных республик за РСФСР также не предусматривалось. При этом за Президиумом Верховного Совета РСФСР было закреплено полномочие обеспечивать соответствие конституций и законов автономных республик Конституции РСФСР. Появилось у республик и право законодательной инициативы в Верховном Совете РСФСР. За Президиумом Верховного Совета РСФСР было сохранено право отменять акты только Советов министров автономных республик и Советов народных депутатов автономных областей, за Советом министров РСФСР оговорено право направлять и проверять работу Советов министров республик.

Таким образом, в составе РСФСР, полуфедеративного государственного образования, теперь находились не только административные и автономные, но и государственные территориальные образования. В связи с этим категорически не согласимся с В. Комаровой в том, что принятие Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. не внесло коренных изменений в правовой статус Российской Федерации и ее субъектов.

В 1989 г. начались радикальные реформы системы государственного устройства СССР. 27 октября 1989 г. были приняты Законы РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», в соответствии с которыми, в частности, в РСФСР учреждался новый высший орган государственной власти – Съезд народных депутатов, изменилась конструкция Верховного Совета РСФСР – он стал двухпалатным (Совет Республики и Совет Национальностей), что означало придание ему черт, характерных для парламента федеративного государства. 12 июня 1990 г. принимается Декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой содержались притязания на большую степень самостоятельности, чем предусматривала Конституция СССР 1977 г., в том числе провозглашалось верховенства законов РСФСР над союзными законами. По мнению Ю.В. Голика, это открывало дорогу «войне законов». В это же время принимаются документы, которые провоцируют «развал» Советского государства. Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. N 423-1 исключил указание на вхождение автономных областей в состав края, областей, они перестали быть «входящими» единицами краев. Автономным округам была предоставлена возможность выбора: входить в РСФСР непосредственно или через край, или через область. Обязанность вхождения была преобразована в право.

Следующим этапом развития официальной российской доктрины стало заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, которым не учреждалась новая федерация, а преобразовывалась уже существующая. Однако лишь Конституция Российской Федерации определила, что республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ – это равнозначные носители статуса субъекта Федерации.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Право собственности
Факты, с наступлением которых лицо приобретает право собственности, называются способами приобретения права собственности, а те юридические факты, которые служат основанием для приобретения права соб ...

История уголовно-правовой охраны государственной тайны в Российской Федерации
Государственные секреты и охота за ними возникли на заре человеческого общества, когда появились первые государства. Задачи обеспечения безопасности государства предопределяют необходимость защиты ег ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru