Эволюция форм государственного устройства в России

Закон и право » Форма Российского государства » Эволюция форм государственного устройства в России

Страница 1

Российская Советская Республика, провозглашенная в актах II Всероссийского Съезда рабочих и солдатских депутатов, принятых 7 – 8 ноября 1917 г., не была федерацией. Россия была провозглашена Федерацией Резолюцией Всероссийского Учредительного собрания от 18 января 1918 г., так как в данном документе говорилось о Российской Демократической Федеративной Республике. Однако процесс федерализации открыла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, утвержденная III Всероссийским съездом Советов 25 января 1918 г. Декларацией учреждалась Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР).

Утвержденная 10 июля 1918 г. Конституция РСФСР по своей сути была конституцией унитарного государства с наметившимися федеративными элементами.

В текст Конституции была включена Декларация от 25 января 1918 г., согласно которой устанавливались постулаты федерализма, «предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях».

К ведению высших органов власти Республики – Всероссийского съезда Советов и ВЦИК были отнесены помимо вопросов, прямо перечисленных в Конституции (ст. 49), все вопросы, «которые они признают подлежащими их разрешению» (ст. 50). Следовательно, у субъектов создававшейся Федерации не было и не могло быть сферы собственного исключительного ведения.

В Конституции идет речь о федерации национальных республик (ст. 2, 8), о «сочленах Советской Республики» (п. «д» ст. 49), об «автономных областных союзах», которые входят в РСФСР «на началах федерации» (ст. 11). Но никакие различия между всеми этими образованиями не проводились. И затруднительно определить, какие из них можно считать субъектами Федерации.

В то время существовал план включения в состав РСФСР всех национальных районов в качестве автономных республик и коммун, чьи статусы определялись актами центральных органов власти. С 1920 г. стали создаваться автономные области (Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Вотякская и т.д.) – автономии с меньшей степенью самостоятельности, чем республики.

Автономная республика считалась высшей формой автономии. Статус республик определялся специальными постановлениями ВЦИК. Высшими органами власти республик являлись съезды Советов, которые избирали ЦИКи и совнаркомы. Ряд наркоматов автономных республик находился в двойном подчинении – республиканским органам власти и соответствующим ведомственным наркоматам РСФСР.

Статусы трудовых коммун и автономных областей вообще не были четко определены. Постановлениями ВЦИК и СНК, как правило, только закреплялись сами факты создания трудовых коммун и автономных областей как автономных единиц РСФСР и фиксировались их границы.

Широкое распространение получила практика самопровозглашения республиками отдельных губерний (Калужская, Курская, Алтайская и пр.), уездов, волостей и даже сел трудовыми коммунами, социалистическими коммунами и т.п. Однако с данными сепаративными движениями центральная власть активно боролась.

Таким образом, федерализация проводилась строго «сверху», стихийные процессы «снизу» старались жестко подавлять.

С 1923 г. началась реформа системы государственного устройства – в виде экономического районирования, в ходе которого старые административные единицы – губернии и пр. – в соответствии с требованиями новых экономических и хозяйственных реалий укрупнялись и преобразовывались в края и области. Впервые различие между краем и областью было формально проведено в 1924 г. в решении II сессии ВЦИК XI созыва, где указывалось, что край, в отличие от области, включает в свой состав национальные образования. Хотя, как хорошо известно, ни тогда, ни в дальнейшем при решении вопросов государственного устройства это правило не соблюдалось.

Районирование затронуло и автономии – в РСФСР стали создаваться сложносоставные территориальные образования. Автономные республики входили в состав краев, областей, т.е. носители статуса субъектов Федерации включались в состав носителей статуса административных единиц. В большинстве республик их «включение» в состав краев, областей вызывало серьезные возражения, поскольку в этом они усматривали умаление собственных прав.

Необходимо отметить, что конструкция «автономная республика в составе краевого, областного объединения» оказалась нежизнеспособной из-за высокой степени самостоятельности «входящих», и в конце 1930-х годов все республики были выведены из их состава.

Нельзя не указать, что в 1920-х годах стали образовываться округа и районы, имевшие специальные статусы, предопределенные национальными, географическими и хозяйственно-экономическими факторами, – национальные округа и национальные районы. Их создание официально объявлялось одной из форм реализации национальной политики Советского государства. Национальные округа образовывались постановлениями ВЦИК. Разумеется, в те годы не заходило и речи о признании округов или районов субъектами РСФСР. Это были административные образования («национальные административные объединения») с особенностями организации власти, предопределенными национальной спецификой.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Административные правонарушения и административная ответственность
Понятие административного права. Административное право регулирует управленченские отношения,(особый вид общественных отношений) которые характеризуются следующими признаками: эти отношения возникают ...

Юридический анализ субъективных признаков злостного уклонения от уплаты алиментов и понятия злостности как конструктивного признака субъективной стороны данного деяния
Субъект злостного уклонения от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей является специальным. Применительно к ч. 1 ст. 157 УК ответственность могут нести только родители, т. ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru