Законодательная власть

Закон и право » Государственная власть » Законодательная власть

Страница 1

Конституция России устанавливает принадлежность власти народу и называет три основные формы осуществления власти – непосредственно, через органы государственной власти и через органы местного самоуправления.

Роль органов государственной власти в реализации власти народа, их роль в осуществлении социально-экономических преобразований в России трудно переоценить. Возрастание экономической роли государства, экономической деятельности всех ветвей государственной власти выступает как совокупность объективных экономических факторов, которые оказывают существенное влияние на формирование в России социального государства, государства с рыночной экономикой, на формирование и деятельность всей системы государственной власти.

Существует много определений органа государственной власти. Практически во всех них отмечается, что орган государства – это составная часть государственного механизма (аппарата), которая образуется в установленном законом порядке для выполнения от имени государства его функций и задач и наделена в этих целях властными полномочиями. Совокупность этих признаков позволяет отнести тот или иной орган к числу государственных.

Разновидностью органов государства является орган государственной власти. Конституция РФ содержит концептуальное положение об осуществлении государственной власти на основе принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Далее Конституция устанавливает, что государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. 11). В субъектах Федерации также ведущим принципом осуществления власти является принцип разделения властей, и государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Федеральное Собрание РФ, которое согласно Конституции РФ является представительным и законодательным органом государственной власти, призвано выполнять две главные функции парламента – представлять многонациональный народ России и принимать законы. Однако этим функции Федерального Собрания не исчерпываются. Палаты парламента могут оказывать влияние на осуществление политики государства (так, Совет Федерации дает согласие на использование Вооруженных Сил РФ за пределами территории государства), участвуют в формировании ряда государственных органов (так, Государственная Дума дает согласие на назначение Председателя Правительства РФ, Совет Федерации назначает судей высших федеральных судов), в определенной степени осуществляют контрольные функции (так, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству). Профессор С.А. Авакьян говорит о целом спектре функций Федерального Собрания: 1) функция объединения народа и представления его интересов; 2) законодательная функция; 3) участие в верховном руководстве делами государства; 4) функция формирования или участия в формировании ряда государственных органов РФ; 5) функция парламентского контроля (в области государственного строительства, исполнения бюджета); 6) в определенных пределах функция объединения, содействия и организационно-методической помощи в отношении нижестоящих представительных органов. Каждая из палат российского парламента имеет собственные полномочия и осуществляет их самостоятельно.

Органам законодательной власти присущи следующие характерные особенности: сочетание в них представительного и законодательного начал. Представительное начало проявляется в порядке формирования этих органов – путем свободных, всеобщих, равных выборов как на федеральном, так и на региональном уровне, а также в том, что парламенты (законодательные собрания) выражают волю избирателей, представляют их интересы. В состав этих органов входят представители разных социальных слоев общества, граждане разных национальностей, разных профессий и т.д., что позволяет законодательным органам государственной власти решать вопросы, касающиеся различных сфер жизни экономических, политических, социальных, духовных сфер жизнедеятельности общества и государства. Законодательное начало в деятельности представительных органов государственной власти заключается в том, что названная деятельность является основной функцией этих органов. Представительное и законодательное начала тесно взаимосвязаны. Форма рассмотрения и решения вопросов в органах законодательной власти – коллективная. Это так же, как и их выборность, обеспечивает демократизм этой ветви власти.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Основания наступления материальной ответственности руководителя организации
Выявление особенностей материальной ответственности руководителя следует начать с определения понятия материальной ответственности. В современной юридической литературе материальная ответственность ч ...

Душа романтика
С.А. Андреевский прославился также как поэт, писатель и литературный критик. Его перу принадлежит немало поэм и стихотворений. Первый поэтический сборник вышел из печати в 1886 году (2-е издание – в ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru