Возникновение института разделения властей

Закон и право » Государственная власть » Возникновение института разделения властей

Страница 2

Таким образом, принцип разделения властей был выработан наукой и практикой мирового сообщества в ходе развития идей демократического управления и организации демократических государств. Суть его в том, что демократическая политическая система может быть установлена при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная, – то каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. А их сосредоточение в деятельности одного органа государственной власти приводит к политическому монизму, создающему питательную среду для установления в стране диктаторского политического режима.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. При этом они ограничивают друг друга, но в настоящее время это представляется единственно возможной схемой организации государственной власти в демократическом государстве.

Наиболее существенным в принципе разделения властей является создание механизма ограничения одной ветвью власти другой (других) в пределах ее (их) компетенции, благодаря чему возникает система сдержек и противовесов. Разумеется, последнее – не самоцель, а главный принцип обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина. В этом контексте особая роль принадлежит судебной ветви власти. «Зарождение доктрины разделения властей произошло тогда, – пишет П. Баренбойм, – когда судейская, судебная власть была признана наделенной таким же божественным началом, как и царская, исполнительная власть, признана равной этой власти, а в библейском варианте еще и первичной по отношению к царской власти».

Принцип разделения властей впервые был закреплен в Конституциях США (1787) и Франции (1789), а в XIX–XX вв. – в конституциях большинства стран мира, составив неотъемлемую часть современного конституционализма.

Практическое действие этого принципа в определенной мере обусловливается формой правления в том или ином государстве. Наиболее последовательно он проводится в президентских республиках, где не только провозглашается разделение властей, но также создается законодательный механизм их равной самостоятельности. Такой механизм конструктивного равновесия между ветвями власти создан, в частности, в США, благодаря чему в истории этой страны не было серьезных конституционных кризисов.

В государствах с парламентской формой правления наряду с относительной самостоятельностью законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти устанавливается механизм сохранения баланса между ними: парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства – распустить парламент.

В полупрезидентских республиках разделение властей сочетается с сотрудничеством и кооперацией между ними. Иначе говоря, применение этого принципа не равнозначно раздроблению и ослаблению власти, а, напротив, имеет целью ее всемерное укрепление (французская доктрина).

В широком смысле принцип разделения властей не ограничивается лишь установлением законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, ибо каждая из них может передавать определенные полномочия и по вертикали, и на институциональном уровне. В результате субъектами власти становятся учреждения, политические и неполитические органы, одни из которых правомочны принимать решения, а другие – исполнять.

В этом процессе отражается расширение политического (как, впрочем, экономического и идеологического) плюрализма. Иначе говоря, власть осуществляется системой субъектов, составляющих механизм сдержек и противовесов, гарантирующих упреждение подмены ее демократической организации авторитаризмом и диктатурой.

В федеративных государствах проявляются два аспекта принципа разделения властей – горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный срез означает разделение власти на федеральном уровне. Вертикальный означает, что при единстве системы государственной власти осуществляется разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между ними и органами местного самоуправления.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Характеристика процессов глобализации современного права
Одна из характерных особенностей современного мира - обострение глобальных проблем, которые по своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем, и от решения которы ...

Система преступлений и наказаний по статутам
Законодательство Великого княжества Литовского значительное внимание уделило уголовному праву, направленному в основном на защиту жизни, здоровья и имущества феодалов, которые пользовались правом суд ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru