Возникновение института разделения властей

Закон и право » Государственная власть » Возникновение института разделения властей

Страница 1

Феномен власти сопровождает человеческое общество на всех периодах процесса его становления. В своем развитии власть прошла разные формы организации: от отношений в семье до порождения политики и государственного управления. В процессе появления государственной формы организации власти основное ее содержание составляла политика. Власть и политика становятся синонимами. Они неразрывны и взаимообусловлены: власть составляет центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики, а политика направлена на реализацию целей власти. В истории своего развития власть проявляется как демократия, монархия, аристократия, технократия и т.д.

В многовековой истории развития власти ее отчуждение от общества произошло с появлением государства. Она была узурпирована ограниченным числом лиц, затем сосредоточена в руках одного лица (правителя, монарха, царя, хана и т.п.). С возникновением государства единоличная власть становится его политической составной частью.

Институт разделения властей появился позже возникновения государства, он имеет длительную многоэтапную эволюцию: от формирования мировоззренческой идеи и выработки концепции до политико-правового закрепления в конституциях разных стран. Возникновение этого института обусловливалось потребностями социального прогресса, необходимостью преодоления политического монизма, когда власть была сосредоточена в руках повелителя или узкого круга вершителей судеб страны и народа. Иначе говоря, появилась необходимость в новых субъектах власти и разделении их функций как потребности демократической организации жизнедеятельности государства и общества.

По проблемам теории и практики разделения властей проведены многочисленные исследования. В них показывается, что элементы институционально-функционального разделения властей исторически пробивали себе дорогу еще на ранних этапах формирования государства, когда, с одной стороны, проявилось стремление сосредоточить всю власть в одних руках, а с другой – разделение власти по разным сферам и уровням жизни общества. Первоначальные идеи по этим вопросам встречаются в работах Аристотеля, Полибия, Эпикура и других древних мыслителей, давших высокую оценку распределения власти между различными государственными органами, в которой усматривалось упреждение возможности превышения одной части над другой.

В процессе дальнейшего развития человечества возникла проблема соотношения светской и религиозной властей. Однако в течение многих столетий еще сохранялось сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной властей в лице единого властелина. Продолжалось господство политического монизма. Вместе с тем намечалось некоторое функционально-территориальное разделение властей между монархическим центром и провинциальными (городскими) парламентами.

Этот процесс расширился в период феодального Средневековья. В Западной Европе XIII–XIV вв. в условиях абсолютной монархии стали появляться парламенты также и в государственных центрах. А в XIV–XVII вв. начинается формирование институционального и функционального разделения властей, обусловленное экономическими, военно-политическими и другими объективными факторами. В этих условиях возникли объективные потребности в научной разработке теории разделения властей и обосновании необходимости перехода от монизма власти к ее плюрализму, т.е. от единоличного всевластия к расширению субъектов власти и управлению по основным сферам жизнедеятельности государства и общества.

Научный подход к проблеме развития властей, суть которого состояла в создании власти законодательной, исполнительной (в сочетании с судебной) и федеральной по международным отношениям, впервые изложил Дж. Локк (XVII в.). Цельную теорию разделения властей создал Ш. Монтескье (XVIII в.). Согласно его концепции государственная власть должна состоять из законодательной (парламент, местные органы самоуправления) исполнительной (правительство и его учреждения, исполнительные учреждения на местах), и судебной (высшие и местные суды, органы надзора и т.п.). По схеме Монтескье центральной легитимирующей фигурой в системе государственной власти является монарх или иная высшая руководящая фигура.

В целом суть появившейся в истории политико-правовой мысли учения о разделении властей состояла в теоретическом обосновании необходимости перехода от политического монизма к политическому плюрализму, т.е. от единоличного властвования к осуществлению законодательной, исполнительной и судебной функций соответствующими государственными органами.

Идеи разделения властей в российской научной мысли в XIX–XX вв. были изложены в работах М.М. Сперанского, М.М. Ковалевского, А.И. Елистратова, Б.Н. Чичерина и др. Согласно теории и доктрине разделения властей государственная власть понимается как совокупность различных властных функций, осуществляемых разными независимыми друг от друга государственными органами. Многообразие (плюрализм) государственных функций обусловило многообразие государственно-властных структур для их выполнения.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Возрастные признаки субъекта
Для правильной оценки своего правонарушающего поведения, его последствий лицу необходимо обладать определенными знаниями, жизненным опытом, которые зависят от многих обстоятельств, и прежде всего от ...

Особенности государственной собственности
Рассмотрим каковы же особенности государственной собственности, как одной из форм, собственности. По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности воо ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru