Проблемы правового регулирования и пути совершенствования налогового законодательства

Закон и право » Ответственность за нарушение налогового законодательства » Проблемы правового регулирования и пути совершенствования налогового законодательства

Страница 3

Имеются в российском налоговом законодательстве недоработки и по нормам, устанавливающим порядок обжалования актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц.

К примеру, НК РФ не содержит разъяснений относительно наличия у вышестоящего налогового органа права изменить или вынести новое решение, которое тем или иным образом ухудшало бы положение налогоплательщика. Исходя из буквального толкования п. 1 ст. 140 НК РФ вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) рассматривается сама жалоба, а не акт налогового органа в целом. В связи с этим представляется целесообразным дополнить ст. 140 НК РФ пунктом 4 следующего содержания:

«Вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) проверяет законность и обоснованность обжалуемого акта налогового органа, действия или бездействие его должностного лица в пределах доводов, содержащихся в жалобе.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение и (или) жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) не вправе изменить или вынести новое решение, ухудшающее положение налогоплательщиков». Схожими по проблематике являются вопросы относительно пересмотра решений налоговых органов по жалобам в связи с открывшимися новыми обстоятельствами. Дело в том, что НК РФ никак не рассматривает даже саму возможность возникновения подобных ситуаций. В связи с этим, по мнению автора, НК РФ целесообразно дополнить соответствующей главой «Производство по пересмотру решений налоговых органов по жалобам налогоплательщиков в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами».

Нельзя забывать, что помимо процедуры досудебного обжалования, в налоговых органах некоторых зарубежных стран практикуется и так называемая процедура налоговой медиации, которая весьма хорошо зарекомендовала себя. Медиация относится к альтернативным способам досудебного обжалования и заключается в урегулировании налогового спора между налоговыми органами и налогоплательщиками посредством привлечения независимого посредника – медиатора.

Следует отметить, что заключение медиатора носит только рекомендательный характер, стороны вправе отказаться от его подписания и обратиться за разрешением спора в судебные органы. В добавление стоит сказать, что, к примеру, в США заключение медиатора, как правило, в качестве приложения еще и содержит в себе проект соглашения между налогоплательщиком и налоговым органом.

Не знает российское законодательство и такого института как досудебное соглашение о сотрудничестве. В тех же США действует развернутая система налоговых соглашений, в том числе коллективных. Такие соглашения направлены на изменение размера налоговых обязательств налогоплательщика и даже являются обязательными для сторон налогового спора. Российские налоговые органы в настоящее время напрочь лишены каких-либо полномочий, используя которые они могли бы освободить налогоплательщика от ответственности за определенные виды нарушений налогового законодательства. Решить подобную проблему возможно посредство введения отдельной главы НК РФ «Особый порядок рассмотрения налоговых споров при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве». Говоря о мерах совершенствования нормативной базы, стоит отдельно остановиться на предложениях Президента РФ, которые он изложил в своем Послании в 2013 году.

Отметив, что по оценкам экспертов, в 2012 году через оффшоры и полуоффшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 миллиардов долларов – почти пятая часть экспорта РФ, он справедливо заключил, что это прямые потери для бюджета РФ. За этими цифрами стоит вывод капиталов, которые должны работать на страну.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Причины и условия экологической преступности
Экологическая преступность обусловливается как общими, так и специфическими причинами и условиями. Общие причины экологической преступности можно определить как ряд экономических, социальных, политич ...

Анализ различных взглядов на роль государства и должностных лиц в поддержании правопорядка
В общем и целом, существуют две точки зрения на роль государства по отношению к своим подданным. Первая (наполеоновская) модель строится на идее государства, обладающего силой и авторитетом в части с ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru