Ответственность налоговых органов и их должностных лиц

Закон и право » Ответственность за нарушение налогового законодательства » Ответственность налоговых органов и их должностных лиц

Страница 1

На основании ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав. В развитие данного положения ст. 137 НК РФ устанавливает право каждого лица обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Ненормативные акты могут являться как юридическими фактами, т.е. непосредственно порождать (изменять, прекращать) правоотношение, так и средствами их фиксации (установления).

Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, арбитражные суды РФ понимают документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Российское законодательство предусматривает судебный и внесудебный (административный) порядки обжалования решений, принятых налоговым органом, в том числе решений принятых по итогам проведенных налоговых проверок, иных решений и актов налоговых органов (например, требований, уведомлений), а также действий и бездействий налоговых органов, их должностных лиц.

Согласно п. 1 ст. 138 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. Согласно п. 2 указанной статьи, все акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера Федеральной налоговой службы РФ, действий или бездействия ее должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Таким образом, закон устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования споров по данным категориям жалоб, который считается соблюденным, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные НК РФ. Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе.

К слову сказать, возможность обжалования актов налоговых органов ненормативного характера в вышестоящий налоговый орган существует более 10 лет - с момента принятия части первой НК РФ. Досудебный порядок обжалования решений налоговых органов, вынесенных по результатам налоговых проверок, введен с 1 января 2009 г.

В такой ситуации есть необходимость проанализировать последствия несоблюдения установленного НК РФ досудебного порядка. В этом случае, за налогоплательщиками сохраняется право обжаловать в суд решение, принятое налоговым органом в административном порядке. Так, п. 1 ст. 138 НК РФ предусматривает, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством РФ.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Соотношение прав человека и полномочий полиций
Полиция и права человека - две сферы, отражающие различные взгляды на вопросы прав и безопасности. Несмотря на то что между этими двумя областями может прослеживаться очевидная связь, фундаментальные ...

Условия предпринимательского договора
Содержанием договора как юридического факта признается совокупность его условий. Определенность содержания договора имеет большое практическое значение: от этого зависят особенности возникающих прав ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru