Ответственность за совершение налоговых правонарушений: правовое регулирование и практика применения

Закон и право » Ответственность за нарушение налогового законодательства » Ответственность за совершение налоговых правонарушений: правовое регулирование и практика применения

Страница 1

Процесс привлечения налогоплательщиков к налоговой ответственности происходит согласно строго определенному порядку. Если обратиться к положениям ст. 100.1 НК РФ, то можно выделить два различных порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях:

дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях, которые рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ;

дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 НК РФ) рассмотрение которых происходит в порядке ст. 101.4 НК РФ.

Из взаимосвязанного толкования указанных положений, можно относительно обособить три состава налоговых правонарушений, обнаружение которых возможно исключительно в результате налоговых проверок, и, производство по которым происходит строго в порядке ст. 101 НК РФ:

грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения - ст. 120 НК РФ;

неуплата или неполная уплата налога (сбора) - ст. 122 НК РФ;

невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов - ст. 123 НК РФ.

Производство по остальным составам налоговых правонарушений допускается как в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ, так и в порядке ст. 101 НК РФ. Законом данный вопрос четко урегулирован, что порождает своего рода неопределенность. Но все же можно утверждать, что порядок производства по делу зависит от вида контрольных мероприятий, при проведении которых выявлены признаки правонарушения (налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля).

Принимая во внимание, что в силу статей 88 и 89 НК РФ предметом камеральной или выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, следует исходить из того, что дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ. Вместе с тем, если такие правонарушения выявлены налоговым органом в период проведения налоговой проверки, они могут быть отражены в материалах этой проверки и, соответственно, в решении, принимаемом по итогам рассмотрения указанных материалов (статья 101 НК РФ).

Анализируя два указанных порядка, есть основания согласиться с мнением некоторых авторов о том, что процедуры производства, установленные в ст. 101 НК РФ и ст. 101.4 НК РФ, различаются не столько по сущностным параметрам, сколько по формальным.

Привлечение к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ, как правило, происходит тогда, когда отсутствует реальная необходимость в проведении налоговой проверки для обнаружения совершенного налогового правонарушения, в частности, при наличии признаков следующих из них:

нарушение срока постановки на учет в налоговом органе - ст. 116 НК РФ;

уклонение от постановки на учет в налоговом органе - ст. 117 НК РФ;

нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке - ст. 118 НК РФ;

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Порядок определения налоговой базы
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ) Налоговая база опреде ...

Роль представительных органов МСУ в системе управления
Проблема повышения статуса местных кенешей (бывшие советы народных депутатов) были актуальными всегда как в союзные времена, так и после начала реформы местного самоуправления. Тем более, что за посл ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.burami.ru