Финансово-правовая ответственность как вид юридической ответственности

Закон и право » Ответственность за нарушение налогового законодательства » Финансово-правовая ответственность как вид юридической ответственности

Страница 4

Возвращаясь к вопросу юридической ответственности и опираясь на приведенный выше анализ различных ее видов, можно утверждать о невозможности применения мер ответственности, предусмотренных этими видами за нарушение норм Бюджетного кодекса РФ и Налогового кодекса РФ. Нормы, устанавливающие ответственность за совершение бюджетных и налоговых правонарушений, являются финансово-правовыми нормами, устанавливают и регулируют порядок и условия применения к правонарушителям мер финансово-правовой ответственности, которая включает в себя все признаки, которые характеризуют ее как юридическую. По мнению Н.В. Сердюковой, именно в рамках общеправовой сущности юридической ответственности находит свое выражение финансово-правовая ответственность с характерными для нее видовыми признаками, которые объективно обусловлены спецификой финансового права. Она же выделяет эти признаки, которые проявляются в том, что финансово-правовая ответственность:

1) является средством охраны финансового правопорядка;

2) установлена нормами финансового права, т.е. нормативно определена финансовым законодательством;

3) наступает за особое финансовое правонарушение;

4) обеспечивается специфическими мерами государственного принуждения; 5) связана с применением санкций финансово-правовых норм;

6) выражается в неблагоприятных последствиях для правонарушителя, т.е. наложении на него дополнительного обременения имущественного характера;

7) реализуется в соответствующей постепенно зарождаемой процессуальной форме;

8) реализует охранительные нормы финансового правоотношения;

9) применяется уполномоченными на то субъектами.

Совокупность указанных признаков достаточно полно отражают суть финансово-правовой ответственности. Но не стоит забывать, что в случае нарушения финансового законодательства наряду с финансово-правовой ответственностью могут применяться и прочие виды ответственности, вследствие чего, необходимо уделять особое внимание вопросу их соотношения и разграничения. Особая сложность возникает при разграничении финансово-правовой и административной ответственности. Основанием для дискуссий в соотношении указанных видов денежных взысканий является властный характер управленческих отношений, входящих в предмет правового регулирования отрасли административного права, и властный характер финансовой деятельности, регулируемой нормами финансового права. Попытки разграничения указанных видов санкций предпринимались в законодательной и судебной практике, а также в специальной литературе.

Как закреплено в статье 71 Конституции РФ, финансовое регулирование является предметом исключительного ведения Российской Федерации; то есть меры, а также основания финансово-правовой ответственности могут устанавливаться только на уровне федерации. В то время как меры административной ответственности могут предусматриваться не только федеральным законодательством, но и законодательством субъектов, поскольку подпунктом «к» п. 1 статьи 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство (в том числе установление оснований административной ответственности) отнесено к совместному ведению федерации и ее субъектов. В основе разграничения мер административно-правовой и финансово-правовой ответственности наиболее ярко отличен субъектный состав правонарушения. Так, на основе первичного анализа конкретных статей Налогового и Бюджетного кодексов РФ, субъектов финансового правонарушения можно дифференцировать по группам: а) индивидуальные субъекты – физические лица: налогоплательщики, налоговые агенты, свидетели, эксперты, переводчики, специалисты, а также физические лица, обязанные соблюдать условия работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций; б) коллективные субъекты – организации: плательщики налогов и сборов, налоговые агенты, получатели бюджетных средств, а также организации обязанные соблюдать условия работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций. Субъектом же административного правонарушения признается любое физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее 16-летнего возраста или юридическое лицо.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Это интересно:

Товарный и коммерческий кредит
В хозяйственной деятельности иногда возникает потребность во временном заимствовании не денежных средств, а сырья, материалов, семян и тому подобных вещей в натуре. При этом получатель нередко заинте ...

Развития патентного права за рубежом, его охрана, международное взаимодействие
Не одно тысячелетие и несколько витков общественно-экономического развития понадобились человечеству для того, чтобы осознать необходимость правовой охраны не только материальных видов собственности ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru