Договор строительного подряда: история становления и развития

Закон и право » Договор строительного подряда » Договор строительного подряда: история становления и развития

Страница 3

На обширное применение в XVII веке подрядных грамот для оформления отношений по выполнению работ указывает широкая и частая практика использования казенных подрядов при царе Алексее Михайловиче (1649-1676 г.), что получило косвенное отражение в законодательстве.

Так, в Соборном Уложении 1649 г. упомянуты подрядные отношения для государственных нужд по поводу необходимости взыскания государственных пошлин по факту составления грамоты писарем.

В 1719 г. в эпоху грандиозного строительства Петром I утвержден регламент Камер-коллегии, которой вменялось в обязанность заключать договоры подряда и поставки материалов на объекты строительства для государственных нужд посредством торгов.

В 1776 г. Екатериной Великой утверждены предписания «О контрактах по подряду, поставки и откупу».

Однако лишь с принятием Свода законов гражданских в законодательстве было дано определение договора подряда созвучное с определением, которое выработало римское право. Договор подряда имел ярко выраженный административный характер регулирования содержащихся в нем норм и правил и традиционно для России не обособлялся от договора поставки.

Сопоставляя эти обстоятельства с предложенной периодизацией истории гражданского законодательства, можно сделать вывод о том, что отношения по выполнению строительных работ в России стали регулироваться правом лишь в начале XIX века, то есть значительно позже, по характеру правового регулирования иначе, чем другие виды гражданско-правовых отношений (например, купля-продажа, мена, наследование и др.).

Такой подход позволяет конкретизировать вопрос о причинах «застоя» в правовом регулировании подрядных отношений в области строительства: почему в России длительное время не использовался опыт римского права для целей урегулирования подрядных отношений, в том числе в области строительства, хотя интенсивно разрабатывалось законодательство в целом, и, в частности, о купечестве, мануфактуре, предпринимательстве? Представляется, что такие причины, скорее всего, связаны с отсутствием в российском обществе экономической потребности в законодательном закреплении отношений, связанных с выполнением работ в виде общих правил гражданско-правового характера. Феодальный тип отношений собственности в России способствовал возникновению права феодального типа и законодательства, закрепостившего работника, которое и стало правовой основой для использования принудительного труда при выполнении основных объемов строительных работ.

Учитывая сложность процесса строительства, его разностороннюю связь с иными отраслями хозяйственной деятельности общества и другими типами договоров, законодатель долго не мог найти методологического подхода к систематизации и кодификации отношений по договору строительного подряда. По этому поводу Г.Ф. Шершеневич отмечал, что «договор подряда возбуждает большие сомнения при уяснении его природы, потому что в понимании его обнаруживается разногласие как в теории, так и в законодательствах».

Первым исторически значимым юридическим документом по законодательному регулированию некоторых положений именно по ведению строительных работ стало издание Свода законов гражданских в 1835 году. Указанный свод являлся первой частью тома 10 Общего свода законов Российской империи. С введением Общего свода были отменены все прочие законы, которые действовали со времен Соборного уложения 1649 года. Впервые в Российском законодательстве в нем было дано определение договора подряда.

Так, договором подряда признавался договор, по которому одна из сторон «принимала на себя обязательство исполнить своим иждивением предприятие . а другая, в пользу коей сие производится, учинить за то денежный платеж». При этом законодатель не решился отделить договор поставки от договора подряда и, юридически они рассматривались как нечто единое, целое.

Предложенное определение созвучно с тем определением, которое дало договору подряда римское право. Уже в то время его отличительным признаком ставилось «достижение экономического результата путем затрат со стороны подрядчика».

Риск производства подрядных работ, как следует из обоих определений, всегда ложился на подрядчика. Свод законов гражданских впервые нормативно определил, что предметом подряда для государственных нужд могут быть именно работы. В качестве предмета договора подряда в ст. 1738 назывались такие работы, как «постройка, починка, переделка и ломка зданий и вообще производство всяких работ». Объектами работ могли быть казенные здания, дороги, мосты и т.п. Впервые касательно подряда были установлены и существенные условия, которые стороны должны были непременно соблюсти.

Свод законов гражданских определял, что договор должен содержать: условия по виду работ и предмету подрядного договора; указывалось, что необходимо определить инструмент, перечень строительных материалов, их качество, сторону, которая будет их поставлять (заказчика или подрядчика); срок работ, вид оплаты и порядок расчетов; способ контроля за ходом выполнения работ; порядок проверки выполненных работ и их приемки государственными структурами. Сводом было установлено, что общий срок строительства не должен превышать четырех лет.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Форма и содержание кредитного договора
Кредитный договор должен быть заключён в письменной форме (ст. 820 ГК). Обычно кредитные организации используют разработанные ими проформы таких договоров. Иногда такие формуляры или стандартные блан ...

Личные права и свободы
Рис. 2 – Личные (гражданские) права и свободы В общей системе конституционных прав и свобод личным правам и свободам отводится особая роль, они открывают гл. 2 (ст. 20 - 29) Конституции РФ «Права и с ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru