Санкции и контрмеры в МП

Страница 2

В ПСОГ нет слова «санкции», там можно найти только слово «контрмеры».

Контрмеры – это принудительные меры, которые потерпевшее государство может применять по отношению к государству-нарушителю по дополнению к той ответственности, которую это государство уже несет.

Включение специальной главы (второй) ПГОС, которая регулирует условия применения контрмеры и ограничения контрмер, было результатом очень большой борьбы между представителями западных и иных стран. Западные государства выступали против регулирования вопроса о применении контрмер, особенно против ограничительного применения контрмер, как это устанавливается в ПСОГ.

Характеристики контрмер:

1. Контрмеры рассматриваются как дополнительные меры к тем формам ответственности, которые непосредственно закрепляются в тексте ПСОГ.

2. Контрмеры должны быть непосредственно направлены против государства, которое несет ответственность за нарушение обязательства.

3. Цель контрмер заключается в том, чтобы побудить государство к прекращению нарушения международного обязательства.

4. Все контрмеры носят временный характер, т.е. они действуют только в том промежутке, когда идет нарушение международного обязательства.

5. Контрмеры должны быть такими, которые не должны лишить возможности государство-нарушителя восстановить применение международного обязательства.

Виды контрмер. Контрмеры использовались под термином «репрессалии». Репрессалий – это принудительная мера, которая была бы нарушением международного обязательства, если бы не была ответной мерой на нарушение международного обязательства.

Репрессалии исключают применение военных мер. Они могут быть экономического, политического (разрыв дипотношений) характера. Могут заключаться в том, что государством-потерпевшим приостановится выполнение данного международного обязательства.

В то же время, есть ряд сфер, где применение контрмер невозможно. Так, контрмеры не распространяются:

1) на любые действия, которые распространяются на применение принципа неприменения силы или угрозы силой;

2) на сферы, которые связаны с нарушением прав человека;

3) на нарушение норм МГП;

4) контрмеры не могут быть связаны с нарушением императивных норм МП;

5) если можно разрешить конфликт с помощью мирных средств;

6) объектом контрмеры не могут быть неприкосновенность дипломатического персонала, персонала консульских учреждений, их помещений, документов и архивов.

Реторсия – ответная мера аналогичного характера.

ПСОГ регулирует вопрос об условиях применения контрмер. Механизм их применения следующий: прежде чем потерпевшее государство идет на применение контрмеры, оно должно обратиться к государству-нарушителю и потребовать от него прекращения нарушения международного обязательства и заявить о том, что если оно будет продолжаться, то будут применены контрмеры. Кроме того, непосредственно потерпевшим государством должно быть предложено обратиться к различным способам мирного урегулирования спора. Если не удалось решить спор мирными средствами, тогда могут быть применены контрмеры.

Еще одно условие: контрмеры должны быть соразмерными и пропорциональными нарушению. Они не должны по своему характеру гораздо превышать то нарушение, которое собственно претерпело потерпевшее государство. Имеются случаи обвинения потерпевшего государства в превышении ущерба, нанесенного контрмерами.

Когда контрмеры должны прекратиться? Если данный спор рассматривается каким-либо судебным учреждением (арбитражем либо международным судом), который имеет право выносить решения обязательного характера, то, пока суд или арбитраж не вынесет такое решение, контрмеры не могут применяться со стороны потерпевшего государства. Применение контрмер прекращается, когда прекращено нарушение международного обязательства.

В ПСОГ (в заключительной главе) предусматривается, что если договором между государствами предусмотрен иной режим ответственности, чем это указано в ПСОГ, будет применяться тот режим, который указан в договоре. Вопрос о том, какие контрмеры применяются, когда речь идет о нарушении интересов всего международного сообщества либо коллективных интересов, принадлежащих группе государств, не регулируется ПСОГ. Говорится лишь о том, что если имеют место существенные нарушения, вытекающие из нарушения императивных норм МП, то каждое государство может считать себя затронутым нарушением этого обязательства.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Общие полномочия Правительства Российской Федерации
Статья 13 Закона закрепляет общие полномочия Правительства. Эти полномочия непосредственно перечислены в первой части статьи. Правительство обладает общей компетенцией. Организация реализации внутрен ...

Федеральные законы, включающие в себя гражданские процессуальные нормы
Источниками гражданского процессуального права являются не только перечисленные выше нормативные акты, но и другие федеральные законы, включающие в себя гражданские процессуальные нормы. Это, прежде ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru