Санкции и контрмеры в МП

Страница 1

Реализация ответственности государства-нарушителя осуществляется на двустороннем уровне по инициативе потерпевшего. Кроме традиционных форм ответственности, которые потерпевшее государство может излагать в своей претензии государству-нарушителю, в МП регулируется вопрос о возможности принятия к государству-нарушителю со стороны потерпевшего государства либо в иной форме принудительных мер.

Ни одна правовая система не может считаться таковой, если не будет механизма принятия принудительных мер по отношению к государству-нарушителю. Среди таких мер можно выделить санкции и контрмеры.

По поводу санкций в доктрине МП очень долго нет единой позиции в отношении того, что такое санкции и кто может применять санкции по отношению к государству-нарушителю.

Позиции в отношении определения санкции различны.

Одна точка зрения: санкции очень часто употребляются в качестве общей формы ответственности, т.е. включаются все формы ответственности.

Другая точка зрения: санкция – это дополнение. Речь идет о применении принудительных мер к государству-нарушителю, чтобы побудить его к выполнению нарушенного обязательства.

Практика: получили распространение односторонние санкции (особенно в США). В наши дни практика государств говорит о том, что санкции, применяемые в одностороннем порядке, подрывают международную стабильность и противоречат механизму принятия санкций, существующему в МП. Потому доктрина идет по пути, что санкции не могут применяться в одностороннем порядке. Потому санкции относятся не к действиям одного государства или группы государств. Они применяются в рамках международной организации.

В Уставе ООН не употребляется термин «санкции», однако те полномочия, которыми обладает Совбез ООН, говорит о правомерном применении санкций ООН. ЕС или Совет Европы часто применяют санкции к государствам, особенно к тем, которые нарушают права человека. Потому санкции – это принудительные меры, правомерно которые может применять только международная организация, в уставе которой указано полномочие по применению таких мер. Санкции со стороны международных организаций могут применяться, когда:

1) государство-член нарушает уставные положения организации;

2) существует угроза международному миру и безопасности.

Если исходить из принципов МП (неприменения силы и угрозы силой), то применение военных санкций пока является компетенцией только ООН в лице Совбеза. Что касается других организаций, то они имеют право применять другие санкции, но не военного характера.

Единственная санкция, которую можно применить, если государством-членом не уплачиваются взносы участия в международной организации – приостановление членства государства в межд. организации.

Крайняя мера, которая может применяться межд. организацией (далее – МО) по отношению к государству-члену в случае существенных нарушений уставных обязательств – исключение государства из членов организации.

В Уставе ООН предусмотрено, что такие полномочия принадлежат только Совбезу. С другой стороны, речь идет о санкциях невоенного характера (разрыв дипломатических отношений, разрыв воздушных сообщений, транспортных связей, прекращение торговых отношений, блокада государства и т.д.). И только в исключительной ситуации, когда ни одна из таких мер не помогла, а нарушение продолжается, на основе резолюции Совбеза может иметь место применение военных санкций (пример – к Ираку при войне в Кувейте). Ни одна другая МО не может применять военные санкции (в частности, применение коллективных сил), кроме случаев, когда ее на это уполномочит Совбез ООН (тот же пример – Ирак: НАТО была уполномочена осуществить бомбардировку войск Ирака, чтобы Ирак покинул территорию Кувейта).

В то же время, когда идет речь о применениях иных санкций (например, экономического характера) часто говорят о том, что они не всегда имеют целевое попадание. Потому предлагается сделать эти санкции целевыми (например, заморозка заграничных счетов денежных средств высших должностных лиц государства). Таким образом, санкции – это принудительные меры, применяемые МО для того, чтобы прекратить нарушение международного обязательства и создать гарантии того, что это нарушение не повторится в будущем.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Экологические системы, которые подлежат правовой охране
Экологические системы бывают разного вида. Во-первых, это естественные (нетронутая природа), то есть область активной биологической жизни, она включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю ...

Особенности государственной собственности
Рассмотрим каковы же особенности государственной собственности, как одной из форм, собственности. По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности воо ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru