Санкции и контрмеры в МП

Страница 1

Реализация ответственности государства-нарушителя осуществляется на двустороннем уровне по инициативе потерпевшего. Кроме традиционных форм ответственности, которые потерпевшее государство может излагать в своей претензии государству-нарушителю, в МП регулируется вопрос о возможности принятия к государству-нарушителю со стороны потерпевшего государства либо в иной форме принудительных мер.

Ни одна правовая система не может считаться таковой, если не будет механизма принятия принудительных мер по отношению к государству-нарушителю. Среди таких мер можно выделить санкции и контрмеры.

По поводу санкций в доктрине МП очень долго нет единой позиции в отношении того, что такое санкции и кто может применять санкции по отношению к государству-нарушителю.

Позиции в отношении определения санкции различны.

Одна точка зрения: санкции очень часто употребляются в качестве общей формы ответственности, т.е. включаются все формы ответственности.

Другая точка зрения: санкция – это дополнение. Речь идет о применении принудительных мер к государству-нарушителю, чтобы побудить его к выполнению нарушенного обязательства.

Практика: получили распространение односторонние санкции (особенно в США). В наши дни практика государств говорит о том, что санкции, применяемые в одностороннем порядке, подрывают международную стабильность и противоречат механизму принятия санкций, существующему в МП. Потому доктрина идет по пути, что санкции не могут применяться в одностороннем порядке. Потому санкции относятся не к действиям одного государства или группы государств. Они применяются в рамках международной организации.

В Уставе ООН не употребляется термин «санкции», однако те полномочия, которыми обладает Совбез ООН, говорит о правомерном применении санкций ООН. ЕС или Совет Европы часто применяют санкции к государствам, особенно к тем, которые нарушают права человека. Потому санкции – это принудительные меры, правомерно которые может применять только международная организация, в уставе которой указано полномочие по применению таких мер. Санкции со стороны международных организаций могут применяться, когда:

1) государство-член нарушает уставные положения организации;

2) существует угроза международному миру и безопасности.

Если исходить из принципов МП (неприменения силы и угрозы силой), то применение военных санкций пока является компетенцией только ООН в лице Совбеза. Что касается других организаций, то они имеют право применять другие санкции, но не военного характера.

Единственная санкция, которую можно применить, если государством-членом не уплачиваются взносы участия в международной организации – приостановление членства государства в межд. организации.

Крайняя мера, которая может применяться межд. организацией (далее – МО) по отношению к государству-члену в случае существенных нарушений уставных обязательств – исключение государства из членов организации.

В Уставе ООН предусмотрено, что такие полномочия принадлежат только Совбезу. С другой стороны, речь идет о санкциях невоенного характера (разрыв дипломатических отношений, разрыв воздушных сообщений, транспортных связей, прекращение торговых отношений, блокада государства и т.д.). И только в исключительной ситуации, когда ни одна из таких мер не помогла, а нарушение продолжается, на основе резолюции Совбеза может иметь место применение военных санкций (пример – к Ираку при войне в Кувейте). Ни одна другая МО не может применять военные санкции (в частности, применение коллективных сил), кроме случаев, когда ее на это уполномочит Совбез ООН (тот же пример – Ирак: НАТО была уполномочена осуществить бомбардировку войск Ирака, чтобы Ирак покинул территорию Кувейта).

В то же время, когда идет речь о применениях иных санкций (например, экономического характера) часто говорят о том, что они не всегда имеют целевое попадание. Потому предлагается сделать эти санкции целевыми (например, заморозка заграничных счетов денежных средств высших должностных лиц государства). Таким образом, санкции – это принудительные меры, применяемые МО для того, чтобы прекратить нарушение международного обязательства и создать гарантии того, что это нарушение не повторится в будущем.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Хулиганство
В начале прошлого столетия российская публика была обеспокоена явлением, казалось бы, нового вида преступления: различного рода бесчинствами в городах и по деревням, бесчинствами подчас весьма жесток ...

Общая характеристика источников гражданского и торгового права в основных правовых системах современности
Источники - внешняя форма права, т.е. та форма, в которую облекаются сами правовые нормы. Существует четыре вида источников: 1) законы или акты законодательной власти; 2) подзаконные акты или акты ис ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru