Специфика ответственности государств за международные преступления

Закон и право » Международно-правовая ответственность государств » Специфика ответственности государств за международные преступления

Наиболее частым нарушением международного обязательства, являющегося нарушением норм МП, является агрессия – нападение одного государства на другое. Пример – ответственность нацистской Германии после ВМВ. Еще в ходе ВМВ по существу началось принятие мп документов, которые должны были решать вопрос об ответственности фашистской Германии за нарушения во время войны. В частности, в Московской декларации 1943 г. велась речь об ответственности офицеров и солдат за нарушения во время ВМВ, а также о том, что каждое государство, на чьей территории осуществлялись подобные действии, имеет право привлечь к ответственности соответствующих офицеров и солдат.

В 1945 г. состоялось Лондонское совещание – был принят Устав Международного военного трибунала, который должен был решить вопрос ответственности главных виновников ВМВ. Заседания МВТ проводились в Нюрнберге с 1945 по 1946 г. Значимость:

было дано понятие международного преступления;

впервые были привлечены к ответственности лица, виновные в начале ВМВ;

решения, которые были приняты в ходе Нюрнбергского трибунала, были применены к физическим лицам за совершение международных преступлений.

В Уставе МВТ были даны три типа международных преступлений:

1) подготовка, планирование и развязывание войны;

2) военные преступления, совершенные в ходе ВМВ (против раненых, больных, гражданского населения);

3) преступления против человечности.

К ответственности привлекались высшие должностные лица Германии. Трибунал впервые носил международный характер.

В ходе судебного процесса решались различные вопросы, которые были выведены как принципы уголовной ответственности в отношении физических лиц за совершение международных преступлений:

1) нельзя привлекать к ответственности за агрессию, т.к. о ней не сказано в международных документах как о международном преступлении;

2) выполнение преступного приказа не может быть оправданием, однако может являться смягчающим обстоятельством для лица. В решении международного суда в Нюрнберге были закреплены основные принципы ответственности за совершение международных преступлений. Они были признаны ГА ООН:

1) за совершение международного преступления лицо несет ответственность по МП, и то, что лицо несет ответственность по НП, не освобождает от ответственности по МП;

2) любое лицо, независимо от должностного положения, несет ответственность по МП за совершение международных преступлений;

3) выполнение преступного приказа не освобождает от ответственности, если была возможность морального выбора. Соучастие – это оконченное международное преступление. Ответственность – как у исполнителя. К уголовной ответственности привлекаются не только исполнители, но и сами государства.

Виды и формы ответственности Германии были закреплены в документах Ялтинской и Потсдамской конференций, состоявшихся в 1945 г. Речь шла о чрезвычайных сатисфакциях и чрезвычайных репарациях.

Чрезвычайные сатисфакции – применение к государству мер, связанных с ограничением суверенитета государства, совершившего международное преступление. Раздел государства между оккупационными силами, вся власть на территории Германии принадлежала Контрольному совету. Ограничение суверенитета состояло не только в том, что Германия потеряла свою территорию, были также ликвидированы все органы, которые осуществляли верховную власть. Состоялся принудительный роспуск вооруженных сил, чистка госаппарата. Вся политическая система Германии была демонтирована. Чрезвычайные репарации – Германия должна была возместить ущерб, который нанесла в период ВМВ. Необходимость возмещения 200 млрд долларов была уменьшена до 20 млрд.

Следующие способы компенсации, кроме денежной:

демонтаж промышленных предприятий;

часть оборудования и продукции продолжающих работу предприятий направлялась в потерпевшие государства;

использование труда немецких военнопленных;

передача части территории Германии потерпевшим государствам;

компенсационные иски (выплата средств, тем гражданам, которые особо пострадали в ходе Второй мировой войны, например в концлагерях). СССР сначала отказались, только в 1990 г. встал подобный вопрос.

Современная практика привлечения к ответственности за совершение международных преступлений. Включается механизм, предусмотренный Уставом ООН: санкции в отношении государств, совершивших тяжкое нарушение международного обязательства, должен выносить Совбез ООН.

Например, санкции были применены в отношении Ирака за вторжение на территорию Кувейта в 1991 г., были применены коллективные вооруженные силы. Резолюция Совбеза №687 решила вопросы ответственности Ирака за совершение вторжения. Нематериальная ответственность: к Ираку были применены санкции, связанные с ограничением суверенитета Ирака (должны были быть ликвидированы все ракеты дальностью более 150 км, все лаборатории, занимающиеся разработкой химического оружия). Обратились ко всем государствам с требованием прекратить все торговые отношения с Ираком. Вводилась имущественная ответственность Ирака: все государства, которые потерпели от прекращения отношений с Ираком, должны были обратиться с претензией в Совет по претензиям. Ирак должен был понести ответственность за ущерб, нанесенный окружающей среде поджогом нефтяных скважин (до этого подобная ответственность не устанавливалась).

Это интересно:

Составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность (систему) установленных нормами административного права элементов и признаков, характеризующих деяние как административное прав ...

Характеристика парламента
Несомненно, что наиболее значимой функцией парламента в государстве с республиканской формой правления является принятие законов и иных нормативных актов, но в условиях парламентской республики на па ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.burami.ru