Акты прокурорского надзора и иные средства реагирования на нарушения законности

Закон и право » Развитие прокуратуры в государственном механизме Республики Беларусь » Акты прокурорского надзора и иные средства реагирования на нарушения законности

Страница 3

Указанием, как правило, считается письменное обращение прокурора к следователю, органу дознания или дознавателю о необходимости выполнения ими тех или иных процессуальных действий. Указания прокурора являются для органа дознания и следователя обязательными. Несогласие с указанием и его обжалование не приостанавливает исполнение. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч.4 ст.36 УПК Республики Беларусь, когда следователь не согласен с указанием прокурора о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, данными в порядке, установленном пунктом 3 части 1 статьи 264 настоящего Кодекса, следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, при этом приостановив исполнение указаний прокурора. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или направляет дело для производства предварительного следствия начальнику следственного подразделения для передачи его другому следователю. При несогласии следователя с указаниями начальника следственного подразделения о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения следователь вправе, приостановив исполнение этих указаний, обжаловать их вышестоящему начальнику следственного подразделения. В этом случае вышестоящий начальник следственного подразделения или отменяет указание, или направляет дело нижестоящему начальнику следственного подразделения для организации производства предварительного следствия .

Санкцией является письменное решение прокурора о направлении процессуальных действий в случаях, когда их проведение затрагивает конституционные права и законные интересы подозреваемого или обвиняемого (заключение под стражу, залог, домашний арест, обыск, выемка почтово-телеграфной корреспонденции и др.).

Представление выносится прокурором для устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления. Оно направляется в соответствующий государственный орган, общественную организация или должностному лицу для принятия мер по устранению этих причин и условий. Представление может быть внесено руководителю органа дознания (следствия) в связи с нарушением закона, прав и законных интересов граждан при производстве предварительного расследования. Не позднее чем в месячный срок по представлению должны быть приняты необходимые меры и о результатах сообщено прокурору.

Из материала, приведённого в данной главе очевидно, что прокурор как и любое другое уполномоченное государственное лицо имеет право на издание актов, входящих в его компетенцию. К таковым относятся протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение, указание и санкция. Каждый из видов актов прокурора употребляется в установленном им случае и имеет свои особенности.

Прокуратура Республики Беларусь является единой централизованной системой органов. Она занимает особое место в системе государственно-правовых институтов, что определяется возложенными на неё задачами. Это единственный орган, на который Основной Закон возложил осуществление особой правоохранительной функции государства – надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь.

Существенным отличием прокуратуры от других государственных органов (местные Советы депутатов, министерства и Ведомства и пр.) является то, что главной задачей прокуратуры является надзор за законностью. Государственный контроль и надзор осуществляется также целым рядом других государственных органов – налоговыми органами, органами экологического и санитарного контроля, органами противопожарной службы и т.д. Но все эти органы осуществляют свои полномочия в определенных специфических областях, имеют четко очерченные НПА поднадзорные и подконтрольные им сферы деятельности. Прокурорский же надзор имеет наиболее широкое предназначение – соблюдение Конституции Республики Беларусь и всех законов, действующих на территории Беларуси, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются практически на все урегулированные законом сферы общественных отношений.

Сегодня прокуратура представляет собой уникальный элемент в системе государственного механизма, она, не вмешиваясь в практическую деятельность тех или иных органов, осуществляет повсеместный надзор за законностью их действий. Самое главное и существенное заключается в содержании прокурорского надзора, его особой правовой природе, в качественном отличии от других видов надзора. Кроме того, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности в деятельности других государственных органов, обладающих правом надзора и контроля.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Организация деятельности Челябинской городской Думы
Деятельность городской Думы строится на основе коллегиального, свободного и равноправного обсуждения и принятия решений, законности, гласности, учета мнения населения города, открытости, самостоятель ...

Происхождение гражданского общества
Представления о гражданском обществе уходят корнями глубоко в историю. Сама идея гражданского общества возникла в середине 17-го века. Основы концепции были заложены в работах Томаса Гоббса, Джона Ло ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru