Принципы организации и деятельности Прокуратуры

Страница 1

Прокуратуре как части государственного аппарата присущи все общие организационно-политические принципы государственной деятельности. В то же время организация и деятельность прокуратуры имеют свои особые принципы, отличающие эту форму государственной деятельности от других.

Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция, Основной закон) и Законе Республики Беларусь от 8 мая 2007 года № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь».

Органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему – прокуратуру Республики Беларусь – с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь и осуществляют свою деятельность на основе законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокуроров, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Республики Беларусь, составляют единую систему. Каждый прокурор действует на соответствующей территории или с сфере правовых отношений как представитель единой системы всех органов прокуратуры, а все акты его деятельности исходят от прокуратуры в целом. Все прокуроры (за некоторым исключением) наделены одинаковыми полномочиями и правовыми средствами их реализации. Та, любой прокурор, от районного до Генерального, вправе и обязан реагировать на незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранения таких правовых нарушений используются одни и те же правовые средства: внесение протеста, предписания, представления и др. Лишь некоторые специально оговоренные в законодательстве полномочия закреплены за определёнными прокурорами.

Только Генеральному прокурору, например, 13 статья Закона о прокуратуре предоставляет право вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда предложения о даче ими судам разъяснений по вопросам применения законов при рассмотрении дел.

Действие принципа единства проявляется и в том, что одно лицо прокурорского надзора может заменить другое. Так, вышестоящий прокурор может принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, кроме случаев, специально оговоренных в законе. Например, вышестоящий прокурор не может поручить районному принести протест в порядке надзора на решение районного суда, поскольку за районным прокурором закон не закрепляет такого права.

Принцип централизации означает, что подчинённость прокурору идёт только по вертикали: нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему, а все прокуроры – Генеральному прокурору Республики Беларусь.

Централизация органов прокуратуры предусматривает такую форму образования этих органов, как назначаемость, которая закреплена в ст. 126 Основного закона. Генеральный прокурор назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором.

Централизация означает, что принципом руководства в системе органов прокуратуры является единоначалие, сущность которого состоит в том, что соответствующий прокурор разрешает асе вопросы, относящиеся к его компетенции, единолично и что все единоличные приказы и распоряжения вышестоящего прокурора являются обязательными для нижестоящих прокуроров. Вышестоящий прокурор вправе единолично отменить решение нижестоящего прокурора .

Единоначалие проявляется и в том, что единым руководителем прокуратуры Республики Беларусь, согласно ст. 125 Конституции, является Генеральный прокурор Республики Беларусь, на которого возлагается осуществление надзора за законностью в стране. Этот надзор осуществляется Генеральным прокурором как непосредственно, так и через подчинённых ему прокуроров.

Единоначалие не устраняет коллегиальности обсуждения в органах прокуратуры наиболее важных вопросов оперативной и организационной работы. Формой коллективного обсуждения вопросов в органах прокуратуры являются коллегии прокуроров. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре коллегии создаются в Генеральной прокуратуре, в прокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним прокуратурах. Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы практической деятельности прокуратуры. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами соответствующего прокурора.

Принцип законности в деятельности органов прокуратуры означает, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия в строго соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

История и условия возникновения тоталитаризма
Тоталитаризм в системе государства возникает во время трудного переходного периода, когда общество идет к индустриализации, и власть пытается преодолеть эти трудности путем введения чрезвычайных мер ...

Понятие и сущность права
Право характеризуется следующими формальными признаками: – правовые нормы в современном обществе устанавливаются государством в официальных актах. – нормы права охраняются в необходимых случаях прину ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru