Развитие прокуратуры Республики Беларусь

Страница 1

В последние годы, особенно в связи с созданием государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь» и ежеквартальным выходом в свет правового научно-практического журнала «Законность и правопорядок» – печатного органа прокуратуры, заметно оживилась научная разработка актуальных проблем прокурорского надзора. Требуют более глубокого исследования вопросы истории прокуратуры Беларуси, прежде всего новейшей истории, советского и постсоветского периодов, ибо, как известно, без прошлого нет будущего. Это чрезвычайно важно в современных условиях, когда происходят изменения в национальном законодательстве, направленные на укрепление правового демократического государства.

Изучение истории создания прокуратуры позволяет лучше осмыслить её предназначение, место в системе иных государственных органов, историческую необходимость возложенных на неё задач и функций, что без изучения анализа и обобщения опыта деятельности прокуратуры в прошлом немыслимо решать вопросы повышения эффективности этой деятельности в настоящее время.

Так, история создания органов прокуратуры Республики Беларусь берёт своё начало с 1921 года, когда в соответствии с решениями II съезда деятелей юстиции Белоруссии в БССР создаются органы охраны революционной законности, взявшие на себя функции органов прокуратуры. Положением о народном комиссариате юстиции БССР, утверждённым Президиумом ЦИК БССР 3 января 1922 года, при судебных органах республики устанавливались должности прокурора кассационного трибунала, прокурора революционного трибунала и товарищей прокурора, состоявших при Совете народных судей, а также выполнявших функции надзора за законностью в уездах.

Обязанности прокурора Кассационного трибунала выполнял нарком юстиции, который назначался президиумом ЦИК по представлению Совнаркома республики. Нарком юстиции назначал прокурора Революционного трибунала, а товарищи прокурора по представлению прокурора Революционного трибунала утверждались в должности наркомом юстиции.

Для руководства деятельностью этих органов в аппарате Наркомата юстиции был образован отдел охраны революционной законности в составе заведующего отделом (наркома юстиции) и двух товарищей прокурора. На отдел возлагались такие задачи, как организация обвинения, наблюдение за производством дознания и следствия, предварительное заключение по делам, направленным в порядке кассационного и надзорного производства в высшие судебные инстанции, рассмотрение жалоб о незаконных действиях и возбуждении уголовного преследования, наблюдение за местами заключения. Отдел инструктировал и контролировал деятельность товарищей прокурора в уездах, анализировал и обобщал данные об их работе, проводил совещания и т.д.

В марте 1922 года были созданы отделы охраны революционной законности и на местах – в пяти уездах республики (Борисовском, Бобруйском, Игуменском – ныне Червенском, Мозырском и Слуцком). В Минском уезде такой отдел не учреждался, потому что на его территории, как и в Минске, надзор за законностью и функции по руководству работой прокурора возлагались на отдел охраны революционной законности наркомата юстиции БССР. Уездные отделы охраны революционной законности состояли из товарища прокурора, одного-двух народных следователей, секретаря-делопроизводителя и курьера.

Из архивных материалов – отчётов товарищей прокурора по Борисовскому, Бобруйскому и другим уездам, следует, что товарищи прокурора начали свою работу в январе 1922 года. Значит, есть все основания утверждать, что в Беларуси уже в начале 1922 года были заложены правовые и организационные основы института прокурорского надзора.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Наследование земельных участков и иной недвижимости
Известно, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. С незапамятных времен земля была ...

Типичные свойства личности совершающей преступление предусмотренного
К числу основных элементов криминологической характеристики контрабанды наркотиков относится личность преступника. Личность преступника – криминологическое понятие, используемое для изучения причин п ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru