Общественные и деловые инициативы, связанные с информационным обеспечением граждан по вопросам МСУ

Закон и право » Информационное сопровождение деятельности органов МСУ в Санкт-Петербурге » Общественные и деловые инициативы, связанные с информационным обеспечением граждан по вопросам МСУ

Страница 6

Структуры гражданского общества можно создавать с помощью целенаправленной государственной политики. Лучше такие общественные организации, чем никаких. Но в этом процессе необходимо соблюдать меру. Дело в том, что государственно-общественные организации, которыми в действительности являются петербургские представительные органы местного самоуправления, отличаются от обычных общественных организаций в одном очень важном отношении. Настоящие общественные организации, как правило, не особенно скованы формальными ограничениями. Они создаются, распадаются и легко меняют организационно-правовую форму в зависимости от требований момента. Государственные организации, напротив, скованы собственной институциональной историей. Общественное мнение горожан склонялось к поддержке образования муниципальных советов районного уровня. В 1997 году эту позицию разделяло и заведомое большинство кандидатов в органы местного самоуправления. Но за первые 4 года реальной работы, и тем более сейчас, через 10 лет, многие депутаты муниципальных советов изменили точку зрения по этому вопросу. Муниципальные советы «материализовались» (этот процесс был довольно непростым, первые заседания проходили в неприспособленных помещениях, чуть ли не на улице, и даже регистрация уставов муниципальных образований часто встречала разнообразные препятствия), депутаты вжились в свои роли, и уже мало кто желает снова оказаться в «эпохе великих перемен2. Таким образом, если государство в действительности пожелает организационно и финансово поддержать процесс формирования структур гражданского общества в масштабах всей страны, то эта поддержка должна иметь очень четкие временные рамки. В противном случае общественные организации могут «окостенеть» и перестать отражать интересы стоящих за ними групп населения.

Попытки создания «декоративных» органов власти дискредитируют базовые принципы демократии в глазах населения. Абсентеизм и «протестное голосование» становятся осознанными и даже довольно эффективными формами сопротивления внедрению неэффективных институтов.

Между тем, органы местного самоуправления при определенных условиях могли бы превратиться в институт, действительно полезный для общества.

В связи с этим нелишне вспомнить о концепции социального капитала, которая приобрела в последние десятилетия немалую популярность в общественной науке. Наиболее известное определение социального капитала принадлежит Джеймсу Колеману, согласно которому социальный капитал представляет собою «компонент человеческого капитала, позволяющий членам данного общества доверять друг другу и взаимодействовать для образования новых групп и ассоциаций». Классическая работа Роберта Патнема заложила методологическую основу для многих исследований социальных оснований демократических практик. В последние годы особенно активно развивается направление, ориентированное на раскрытие механизма влияния социального капитала на экономический рост. Цепочка зависимостей в данном случае выглядит примерно следующим образом: социальные связи помогают формированию добровольных организаций, в рамках которых более интенсивно осуществляются многообразные социальные контакты. В ходе этого процесса снижается уровень трансакционных издержек, что, в свою очередь, стимулирует экономический рост. Интересно, что, по мнению Френсиса Фукуямы, Россия (наряду с государствами восточной Африки) входит в число стран, наиболее страдающих от отсутствия межличностного доверия даже среди родственников за пределами нуклеарной семьи.

Каким же образом страна или регион может накопить социальный капитал? Чаще всего решение этой задачи связывают с длительными процессами естественного социального взаимодействия. Но ряд исследователей также считают возможным стимулировать этот процесс с помощью целенаправленной политики местной власти.

Конечно, государственный интервенционизм чреват неизбежными издержками, связанными с институциональными искажениями естественной сети социальных взаимоотношений. Но неравномерность развития самоорганизующихся структур в обществе, только что избавившемся от плотной государственной опеки, также связана с перспективой закрепления искаженных параметров взаимодействия общества и власти. Быстрее всего самоорганизуются элитные группы, способные не просто влиять на власть, но и непосредственно подчинить ее себе в ущерб реализации естественных потребностей менее организованных слоев населения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Основной объект и объективная сторона бандитизма
Основным объектом бандитизма является общественная безопасность, поскольку создание вооруженной банды и нападения на учреждения и граждан способны не только причинить серьезный физический и материаль ...

Роль ООН в международной защите прав человека
Международное право в области прав человека — совокупность принципов и норм, регулирующих международную защиту прав и основных свобод индивидов и представляющих собой международные стандарты в област ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru