Общественные и деловые инициативы, связанные с информационным обеспечением граждан по вопросам МСУ

Закон и право » Информационное сопровождение деятельности органов МСУ в Санкт-Петербурге » Общественные и деловые инициативы, связанные с информационным обеспечением граждан по вопросам МСУ

Страница 5

За годы реформ в России изменилось многое: государственное устройство, экономическая система, социальные ориентиры, идеологические ценности. Однако эти глобальные изменения не привели к существенному продвижению по пути становления подлинной демократии, правового государства, цивилизованного рынка, зрелого гражданского общества, а следовательно, и к улучшению уровня и качества жизни россиян. Поэтому государству и обществу нужна высокоэффективная политическая система, чьей опорой должны стать влиятельные политические партии и движения, развитые институты гражданского общества, подлинно свободные, независимые и политически неангажированные средства массовой информации, которые, по выражению Президента В.В. Путина, являются «альфой и омегой» экономического успеха и экономического роста России.

В системе управления государством особое место должно занимать гражданское общество, которое, будучи противовесом государственной власти, способно оказывать давление на все ее ветви, и как институт народовластия контролировать деятельность властных структур на всех уровнях управления обществом. Отмечая значимость институтов гражданского общества в решении проблем преодоления бедности и повышения качества жизни населения, следует подчеркнуть, что в настоящее время реальное значение гражданского общества для России пока ничтожно мало. Прав политолог В.Б. Пастухов, когда он утверждает, что говорить о наличии гражданского общества в нашей стране «могут только люди с сильно развитым воображением». В этой связи напрашивается вопрос: кто должен построить гражданское общество в России? По нашему мнению, именно государство в лице его законодательной власти должно определить основные принципы формирования народовластия, создать механизмы и базовые условия функционирования современного гражданского общества.

Государство как властная организация народа обязано исполнять свою конституцию в полном объеме и во всех ее частях. Принцип народовластия, закрепленный Конституцией РФ (ст. 3), предполагает, что государство (главное звено его организационной структуры – государственная власть) создается и финансируется обществом для решения его проблем исключительно в интересах народа.

Государственная власть в России, как показывает исторический опыт, всегда выступала как изолированная от общества авторитарная сила, не терпящая над собой никакого контроля. Деятельность нынешней государственной власти РФ как на федеральном уровне, так и в регионах, мягко говоря, далеко не безупречна, и вряд ли можно серьезно возразить против нелицеприятных ее оценок, содержащихся в современных авторитетных отечественных источниках: государство не только творит право, но и является его основным нарушителем. Что касается исполнительной власти с ее силовыми структурами, то в стремлении управлять обществом прежними методами – посредством волевых решений, приказов, команд – она вообще представляет главную опасность для прав и свобод человека, демократии в целом.

В Конституции Российской Федерации не обозначены главы, посвященные гражданскому обществу. Однако в ней продекларированы основные предпосылки, необходимые для формирования гражданского общества: многообразие форм собственности, многопартийность, наличие правового государства, обеспечение прав и свобод человека и др.

Тем не менее, государству следовало бы принять специальный федеральный Закон «О гражданском обществе в Российской Федерации» и другие нормативные акты, четко регламентирующие порядок формирования гражданского общества, создания его структур и т. д. Именно государство обязано создать механизмы формирования гражданского общества, регулирования деятельности оппозиционных власти структур, которые позволяли бы гражданам, общественным организациям без страха преследования активно включаться в процессы управления обществом, контроля за деятельностью власти. Провозглашение правового государства недостаточно для коренного изменения правового менталитета граждан, приводящих в движение его механизмы. Необходимо существенное самоограничение власти в интересах гражданского общества, кровно заинтересованного в достижении общественного прогресса.

Необходимость формирования гражданского общества именно государством обусловлена тем, что в цивилизованном, законопослушном обществе цели государства и гражданского общества совпадают, и в конечном итоге заключаются в обеспечении безопасности государства и граждан, достижении общественного прогресса и повышении благосостояния народа. Фактически речь идет о гражданском контроле за работой госаппарата, включая правоохранительные органы и специальные службы, что сегодня чрезвычайно важно. Бесспорно, учреждение Общественной палаты является важным шагом по пути становления гражданского общества и усиления его роли в управлении государством. Более того, есть надежда, что Общественная палата станет главным институтом гражданского общества, а со временем подобные палаты будут созданы не только по вертикали (на уровне региона, города, района), но и по горизонтали (на предприятиях, в учреждениях и организациях).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Определение понятий: договор, строительный подряд
Перед тем, как перейти к содержанию такого понятия, как договор строительного подряда, я считаю целесообразным раскрыть его содержание через вычленение отдельных категорий, составляющих его объём. Во ...

Основные направления совершенствования защиты прав потребителей в сфере услуг
Основные направления совершенствования национальной политики в сфере защиты прав потребителей в сфере услуг/ Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально- ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru