Общественные и деловые инициативы, связанные с информационным обеспечением граждан по вопросам МСУ

Закон и право » Информационное сопровождение деятельности органов МСУ в Санкт-Петербурге » Общественные и деловые инициативы, связанные с информационным обеспечением граждан по вопросам МСУ

Страница 1

Санкт-петербургская модель местного самоуправления возникла в 1997 году результате компромисса между стремлением соответствовать букве российской конституции 1993 года и желанием оставить в сохранности важнейшие принципы управления городом в том виде, какой они приняли в середине 90-х годов.

Всему виною особый статус Петербурга, одновременно являющегося и городом и субъектом федерации. Если мечты некоторых политиков про объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области когда-нибудь осуществятся, то проблема решится естественным образом: Санкт-Петербург станет муниципальным образованием, руководимым мэром и городской думой. Интересно, что московские власти пытались разрешить это противоречие, настаивая на двойном статусе Москвы, которая, по их мнению, является одновременно и муниципальным образованием и субъектом федерации. Впрочем, Верховный суд не поддержал эту позицию, и в результате московские власти вынуждены были разработать новую концепцию местного самоуправления.

Закрепленное конституцией разделение между государственной властью и органами местного самоуправления до сих пор является в значительной степени формальным. Жители большинства городов (в особенности райцентров) будут крайне удивлены, если узнают, что в бывшем здании райкома, ныне принадлежащем районной администрации, нет больше государственной власти. И будут правы, поскольку реальное различие между полномочиями губернатора как главы региональной государственной власти и мэра города как главы органа местного самоуправления сводится к декларируемой невозможности прямых распоряжений мэру со стороны государственных органов. Органы местного самоуправления обязаны выполнять законы и решения судов, а не распоряжения вышестоящих инстанций. На практике же воздействие с верхних этажей власти на муниципалитеты происходит с помощью финансовых рычагов. Точно такие же методы воздействия применяются федеральной властью в отношении региональной. Поскольку главы исполнительной власти регионов избираются населением, а их отстранение от занимаемой должности к настоящему моменту является очень трудно реализуемой президентской прерогативой, то степень их фактической независимости от федерального центра ничуть не уступает соответствующему уровню независимости руководителей муниципальных образований от власти региональной. В большинстве случаев финансовые рычаги давления не менее эффективны, чем административные. Формально независимый глава местного самоуправления вынужден постоянно выпрашивать финансовую поддержку у губернатора, и будет немедленно лишен ее в случае проявления малейшей нелояльности. Исключением из этого правила являются областные центры, мэры которых, как правило, получают в распоряжение финансовую базу, достаточную для обеспечения реальной самостоятельности.

Зафиксированное в ст. 12 Конституции Российской Федерации 1993 года разделение системы органов государственной власти и местного самоуправления стало данью либеральной идеологической традиции. В рамках этой традиции государство рассматривается как необходимое зло, угрожающее принципам индивидуальной и общественной свободы. Обсуждение вопроса о том, насколько этот взгляд оправдан и подтвержден историческим опытом, выходит за пределы тематики настоящей статьи. Но нельзя не отметить, что границу между государством и местным самоуправлением удается успешно провести лишь в текстах юридических документов, а не на практике. Муниципальная власть обладает тем же самым потенциалом осуществления легитимного насилия, что и прочие государственные органы. Местное самоуправление реально могло бы оказаться вне государства лишь при условии отказа от властных функций, связанных с угрозой применения насилия. Скорее, в данном случае речь может идти о разделении уровней государственной власти по вертикали, подобно тому, как по горизонтали государство разделено на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. В рамках этой парадигмы мышления принято считать (и во многом справедливо), что разделенные части государства, занятые конкуренцией друг с другом, не смогут объединиться против общества и человека и покуситься на их неотъемлемые права.

Таким образом, в целом в России становление органов местного самоуправления идет более или менее успешно в ходе «перетягивания каната» с региональными органами государственной власти (губернаторами и областными законодательными собраниями).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Применение налоговых санкций на примере предприятия ООО «КОМЭН»
За совершение налогового правонарушения к субъектам налоговых правонарушений (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, налоговым агентам и сборщикам налогов), а также к банкам ...

Право на иск
Иск служит средством защиты нарушенного либо оспариваемого права и в то же время является средством возбуждения деятельности суда. У иска, таким образом, имеется две взаимосвязанные стороны – материа ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru