Принцип разделения властей

Закон и право » Правовое государство » Принцип разделения властей

Страница 2

Правительство обеспечивает единую финансовую, кредитную, денежную политику, единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, в иных сферах общественной жизни.

Президент, как глава государства, имеет ряд существенных полномочий во взаимоотношениях с исполнительной властью, прежде всего с Правительством. Взаимоотношения Президента с Правительством определены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Во взаимоотношениях Президента с Правительством наиболее полно проявляется императивность действий главы государства в проведении внутренней и внешней политики. Президент наделен важнейшими конституционными прерогативами, связанными с определением состава и порядка деятельности Правительства. С согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства. По предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности вице-премьеров и федеральных министров. По предложению Председателя Правительства Президент утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти.

Действующая структура федеральных органов исполнительной власти в соответствии со статьей 112 Конституции России и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2 ФКЗ утверждена Указом Президента от 20 мая 2004 г. №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Ряд федеральных органов исполнительной власти подчиняется непосредственно Президенту. Совокупность этих органов идентифицируется как «президентский блок». В его структуре иногда выделяется так называемый силовой блок. Эти термины укоренились в политическом лексиконе, однако юридически не закреплены.

Список федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, определен Указом Президента №649 от 20 мая 2004 года «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

Будучи главой государства, Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности, Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, давать поручения Правительству и федеральным органам исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, юстиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Президент ежегодно направляет в Правительство бюджетные послания. Согласно Бюджетному кодексу, Бюджетное послание Президента – неотъемлемый элемент процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетные послания задают стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики. Эти ориентиры рассматриваются как определяющие в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

Президент вправе самостоятельно принять решение об отставке Правительства. Конституция не указывает, какие основания для этого требуются. Это означает, что Президент может решить вопрос сам. В случаях, когда Государственная Дума дважды в течение трех месяцев выражает недоверие Правительству или отказывает Правительству в доверии в установленном порядке, Президент либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу. Правительство также может подать в отставку. Президент вправе ее принять или отклонить. В последнем случае Правительство продолжает свою работу.

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст. 125).

Являясь главой государства, Президент Российской Федерации не относится ни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент Российской Федерации обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Понятие и сущность административно-правовых форм
Разделение власти предполагает не только функционально-компетенционную определенность каждой ветви единой государственной власти, но и оснащение их механизмом, с помощью которого они воплощаются в ко ...

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения
Успешной реализации коллективных договоров, соглашений способствует, контроль за исполнением содержащихся в них обязательств и норм. Он осуществляется по двум направлениям: на основе принципов социал ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru