Признаки разграничения налоговой и административной ответственности

Закон и право » Налоговая ответственность » Признаки разграничения налоговой и административной ответственности

Страница 1

На практике серьёзные сложности вызывает то обстоятельство, что НК РФ и КОАП РФ содержат сходные по своим признакам составы правонарушений. В качестве примера можно назвать ст. 119 НК РФ («непредставление налоговой декларации») и ст. 15.5 КОАП РФ («нарушение сроков представления налоговой декларации»), ст. 126 НК РФ («непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля») и ст. 15.6 КОАП РФ («непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»). В свете этого важно точное разграничение случаев, когда подлежат применению нормы об ответственности, закреплённые в НК РФ, и когда – положения КОАП РФ. Этот вопрос взаимосвязан с проблемой более общего характера – выделением налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.

Как отмечает Д. Винницкий: «Можно отметить, что практика Конституционного Суда РФ, а также арбитражных судов зачастую прямо отрицает существование самостоятельной налоговой ответственности, рассматривая её как разновидность административной. Такой же подход прослеживается во многих публикациях по этой проблеме».

В частности, в п. 3.1. определения Конституционного суда РФ от 5 июля 2001 года № 130-О указано: «…различного рода штрафы, взимаемые налоговыми органами с физических лиц за нарушение ими требований налогового законодательства, выходят за рамки налогового обязательства как такового и этим отличаются от недоимок и налоговой пени. Полномочие же налогового органа, действуя властно - обязывающим образом, налагать штрафы за нарушение требований налогового законодательства означает, что им применяются санкции, по сути являющиеся административно - правовыми, а не уголовно - правовыми или гражданско - правовыми, т.е. имеет место административно - правовая ответственность за налоговые правонарушения. Штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно - правового характера (за административные правонарушения) и осуществляются в рамках административной юрисдикции, а потому правосудие по такого рода делам, по смыслу статьи 118 (часть 2) и 126 Конституции Российской Федерации, осуществляется посредством административного судопроизводства».

Д. Винницкий указывает на следующие основания разграничения двух самостоятельных видов ответственности: налоговой и административной:

кодификация законодательства, основанная на разграничении административных санкций, налагаемых, согласно КОАП РФ и санкций, налагаемых, согласно НК РФ;

отношение налоговой ответственности возникает в связи с неисполнением налоговой обязанности, следовательно, налоговая ответственность заключается в возникновении нового правоотношения, основу содержания которого составляет дополнительная имущественная обязанность совершившего правонарушения субъекта налогового права. Санкции в налогом праве выступают как своеобразное увеличение налога. Административная ответственность представляет собой отношение иной отраслевой природы и не предусматривает никакой дополнительной имущественной обязанности;

различия в источниках нормативно-правового регулирования;

различия в признаках субъектов, привлекаемых к ответственности: для налоговой – это физические лица и организации, субъектами административной ответственности помимо физических лиц вступают юридические лица и специальные субъекты;

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Понятие и сущность общественного контроля в государственном управлении
Теоретическое обоснование необходимости общественного контроля в государственном управлении дано великими философами. О важности контроля народа за должностными лицами и правителями государства упоми ...

Управление в области государственной безопасности Республики Беларусь
Государственная безопасность - это состояние нерушимости политической, экономической основы и государственной границы Республики Беларусь. Государственные меры обеспечения безопасности можно подразде ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru