Международное сотрудничество в области прав человека

Страница 2

В Конституциях разных стран предусматриваются возможности при соблюдении определенных условий обращения в международные органы по защите прав человека, признают важность международного контроля в сфере поощрения и защиты прав и свобод человека.

Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать тот факт, что система контроля в современном международном праве прав человека (в силу своей природы и выполняемых функций) является весомой гарантией соблюдения государствами своих обязательств по основным международным правозащитным договорам. В определенной степени она играет роль фактора стабильности в межгосударственном сотрудничестве в гуманитарной сфере.

С учетом того, что нормативную базу в международном праве прав человека можно считать в основном сформировавшейся, акцент в межгосударственном сотрудничестве будет со временем все больше смещаться в сферу обеспечения выполнения государствами своих обязательств в правозащитной области. В этой связи следует ожидать повышения важности контрольного аспекта в функционировании основных международных систем и договоров в сфере прав человека.

Нельзя исключать активизацию разработки новых договоров, основной целью которых будет не дополнение нормативного содержания уже закрепленных прав и свобод человека, а создание дополнительных органов контроля либо расширение функций уже имеющихся контрольных механизмов. В последнем случае речь идет, в частности, о так называемых "договорных органах по правам человека", созданных в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцией о правах ребенка и других.

Современная система контроля в области прав человека находится в значительной степени в кризисном состоянии. Ее более или менее сносное функционирование связано с тем, что государства-участники основных международных правозащитных договоров не соблюдают свои обязательства по своевременному представлению периодических докладов о выполнении положений указанных договоров. Такую ситуацию следует признать однозначно неприемлемой, поскольку система должна функционировать не вопреки, а в силу заложенных в нее принципов.

В то же время следует ожидать, что постепенно будет расти количество контрольных органов, выполняющих схожие либо дублирующие функции, или же контрольных органов, занимающихся анализом аналогичных групп прав и свобод человека. В этой связи возрастет значение деятельности, направленной на максимальное снижение дублирования и параллелизма в функционировании таких контрольных механизмов.

Как показывает практика, на региональном уровне зачастую удается принимать международные договоры в сфере прав человека, в соответствии с которыми создаются весьма эффективные и сильные контрольные механизмы. Кроме того, на региональном уровне удается намного лучше учитывать специфические интересы тех или иных отдельных государств или групп государств, в связи с чем они готовы пойти на существенные уступки в плане закрепления и установления механизмов такого контроля.

Однако любые попытки механически перенести опыт, пусть даже самый положительный, на "неготовую" для этого почву или же попытки навязать свои представления о "наилучшей и более современной форме контроля" способны обернуться неудачей. Более того, подобным путем невозможно будет достичь универсальности разрабатываемых документов. Напротив, в таком случае (это подтверждает пример принятого не так давно Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания) участниками указанных договоров становится достаточно ограниченное число государств, причем зачастую речь идет о государствах, уже участвующих в аналогичном договоре, но на региональном уровне. Расширения круга участников не получается.

Принцип уважения прав человека должен восприниматься в контексте всех остальных основных принципов международного права. Это значит, что этот принцип не должен им противопоставляться.

Здесь существуют разные точки зрения по поводу того, сколько этих принципов:

1. Суверенное равенство государств;

2. Недопустимость вмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию;

3. Мирное разрешение международных споров;

4. Территориальная целостность и неприкосновенность;

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Пеня как мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора
Пеня в соответствии с п. 2 ст. 57, ст. 75 Налогового кодекса РФ - это ответственность компенсационного характера, применяемая в целях возмещения ущерба, причиненного государству в результате просрочк ...

Понятие наследственного правопреемства как основания приобретения наследства и отказа от наследства
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства (ст. 1152 ГК РФ). При призвании наследника к наследованию одновременно по нескольким основания (по завещани ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru