Процессуальный порядок проведения осмотра жилища и иного законного владения

Закон и право » Процессуальный порядок проведения осмотра жилища и иного законного владения

Страница 3

Согласно ч. 5 ст. 37 УПК постановление дознавателя о проведении осмотра жилища должно быть утверждено начальником органа дознания. Как указывалось выше, в случаях, не терпящих отлагательства, рассматриваемое следственное действие может быть проведено без санкции прокурора с последующим его уведомлением в течение 24 часов. Но закон ничего не говорит о том, как поступать дознавателю в ситуации, когда существует необходимость оперативного осмотра жилища и иного законного владения, а постановление начальником не утверждено. Налицо пробел в законодательстве, который требует разрешения. Однако для решения этой проблемы необходимо проведение комплексного исследования процессуального статуса органа дознания и дознавателя, что выходит за рамки проблемного поля данной публикации.

В соответствии с п. 13 ч. 5 ст. 34 УПК прокурор «… санкционирует производство осмотра жилища» (курсив авт. – Ю.Ш.), то есть в указанной норме речь идет только о санкционировании проведения осмотра жилища и не говорится об ином законном владении. Как указывалось ранее, понятия «жилище» и «иное законное владение» не являются составными частями одного термина. То есть использование законодателем в одном случае только понятия «жилище», а в другом – «жилище и иное законное владение» является спорным, так как положения уголовно-процессуального закона, регламентирующие проведение рассматриваемого вида осмотра, должны корреспондировать. В связи с этим следует вспомнить, что теорией права к юридической терминологии предъявляются такие требования, как точность формулировок, не допускающая их двоякого понимания и толкования, единство терминологии и четкая взаимосвязь понятий [10, с. 358, 359]. Изложенное свидетельствует о несоответствии между п. 13 ч. 5 ст. 34 и ч. 7 ст. 204 УПК. С учетом того, что п. 13 ч. 5 ст. 34 УПК противоречит ст. 29 Конституции и ст. 204 УПК, в него целесообразно внести изменения, дополнив после слов «осмотра жилища» словами «и иного законного владения».

Аналогичных изменений требует и ч. 5 ст. 37 УПК, содержащая указание о необходимости утверждения начальником органа дознания постановления дознавателя о производстве осмотра жилища (курсив авт. – Ю.Ш.). Обоснование этого тезиса аналогично обоснованию необходимости внесения изменений в ст. 34, так как ст. 204 говорит о санкционировании прокурором или его заместителем постановления следователя и органа дознания. Сказанное свидетельствует о необходимости дополнения п. 13 ч. 5 ст. 34 и ч. 5 ст. 37 УПК после слов «осмотра жилища» словами «и иного законного владения».

Согласно ч. 2 ст. 173 УПК до возбуждения уголовного дела могут быть проведены осмотр места происшествия, трупа, местности. Буквальное толкование данной нормы приводит к мысли о том, что жилище и иное законное владение до возбуждения уголовного дела осматривать недопустимо. Однако как быть в том случае, если жилище является местом происшествия или его частью? Следует ли получать согласие собственника либо лиц, в нем проживающих, на проведение этого следственного действия? Закон не дает точных ответов на эти вопросы. Данный законодательный пробел приводит к тому, что следователи и дознаватели в настоящее время проводят этот вид осмотра до возбуждения уголовного дела, но его результаты оформляют по-разному. Так, 59 % проанкетированных сотрудников подразделений предварительного расследования ОВД по результатам осмотра жилища и иного законного владения до возбуждения уголовного дела составляют протокол осмотра места происшествия, а 41 % – протокол осмотра жилища и иного законного владения. Наиболее характерными являются результаты анкетирования следователей и дознавателей г. Минска (125 человек) и Могилевской области (127 человек), изложенные в приведенной таблице.

Распределение ответов на вопрос: «Протокол какого следственного действия Вы составляете при проведении осмотра жилища до возбуждения уголовного дела?» сотрудников предварительного расследования г. Минска и Могилевской области

 

г. Минск

Могилевская область

Протокол осмотра жилища и иного законного владения

32 %

70 %

Протокол осмотра места происшествия

68 %

30 %

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Понятие конституционного прав России как отрасли права и его предмет
Понятие «Конституционное право России» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т.е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на терри ...

Особенности дарения жилых помещений
Собственник квартиры может подарить свою квартиру любому физическому или юридическому лицу. Для этого он заключает договор дарения. По договору дарения одна сторона (даритель) передает безвозмездно д ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.burami.ru