Процессуальный порядок проведения осмотра жилища и иного законного владения

Закон и право » Процессуальный порядок проведения осмотра жилища и иного законного владения

Страница 3

Согласно ч. 5 ст. 37 УПК постановление дознавателя о проведении осмотра жилища должно быть утверждено начальником органа дознания. Как указывалось выше, в случаях, не терпящих отлагательства, рассматриваемое следственное действие может быть проведено без санкции прокурора с последующим его уведомлением в течение 24 часов. Но закон ничего не говорит о том, как поступать дознавателю в ситуации, когда существует необходимость оперативного осмотра жилища и иного законного владения, а постановление начальником не утверждено. Налицо пробел в законодательстве, который требует разрешения. Однако для решения этой проблемы необходимо проведение комплексного исследования процессуального статуса органа дознания и дознавателя, что выходит за рамки проблемного поля данной публикации.

В соответствии с п. 13 ч. 5 ст. 34 УПК прокурор «… санкционирует производство осмотра жилища» (курсив авт. – Ю.Ш.), то есть в указанной норме речь идет только о санкционировании проведения осмотра жилища и не говорится об ином законном владении. Как указывалось ранее, понятия «жилище» и «иное законное владение» не являются составными частями одного термина. То есть использование законодателем в одном случае только понятия «жилище», а в другом – «жилище и иное законное владение» является спорным, так как положения уголовно-процессуального закона, регламентирующие проведение рассматриваемого вида осмотра, должны корреспондировать. В связи с этим следует вспомнить, что теорией права к юридической терминологии предъявляются такие требования, как точность формулировок, не допускающая их двоякого понимания и толкования, единство терминологии и четкая взаимосвязь понятий [10, с. 358, 359]. Изложенное свидетельствует о несоответствии между п. 13 ч. 5 ст. 34 и ч. 7 ст. 204 УПК. С учетом того, что п. 13 ч. 5 ст. 34 УПК противоречит ст. 29 Конституции и ст. 204 УПК, в него целесообразно внести изменения, дополнив после слов «осмотра жилища» словами «и иного законного владения».

Аналогичных изменений требует и ч. 5 ст. 37 УПК, содержащая указание о необходимости утверждения начальником органа дознания постановления дознавателя о производстве осмотра жилища (курсив авт. – Ю.Ш.). Обоснование этого тезиса аналогично обоснованию необходимости внесения изменений в ст. 34, так как ст. 204 говорит о санкционировании прокурором или его заместителем постановления следователя и органа дознания. Сказанное свидетельствует о необходимости дополнения п. 13 ч. 5 ст. 34 и ч. 5 ст. 37 УПК после слов «осмотра жилища» словами «и иного законного владения».

Согласно ч. 2 ст. 173 УПК до возбуждения уголовного дела могут быть проведены осмотр места происшествия, трупа, местности. Буквальное толкование данной нормы приводит к мысли о том, что жилище и иное законное владение до возбуждения уголовного дела осматривать недопустимо. Однако как быть в том случае, если жилище является местом происшествия или его частью? Следует ли получать согласие собственника либо лиц, в нем проживающих, на проведение этого следственного действия? Закон не дает точных ответов на эти вопросы. Данный законодательный пробел приводит к тому, что следователи и дознаватели в настоящее время проводят этот вид осмотра до возбуждения уголовного дела, но его результаты оформляют по-разному. Так, 59 % проанкетированных сотрудников подразделений предварительного расследования ОВД по результатам осмотра жилища и иного законного владения до возбуждения уголовного дела составляют протокол осмотра места происшествия, а 41 % – протокол осмотра жилища и иного законного владения. Наиболее характерными являются результаты анкетирования следователей и дознавателей г. Минска (125 человек) и Могилевской области (127 человек), изложенные в приведенной таблице.

Распределение ответов на вопрос: «Протокол какого следственного действия Вы составляете при проведении осмотра жилища до возбуждения уголовного дела?» сотрудников предварительного расследования г. Минска и Могилевской области

 

г. Минск

Могилевская область

Протокол осмотра жилища и иного законного владения

32 %

70 %

Протокол осмотра места происшествия

68 %

30 %

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Характеристика стадии оконченного преступления
Оконченным признается такое преступление, в котором содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным Кодексом Российской Федерации. Говоря об окончености преступления, нужно з ...

Общие положения юридической ответственности
Проблема понятия "юридическая ответственность" постоянно находится в центре внимания правоведов, являясь наиболее сложным, дискуссионным вопросом в отечественной теории права. При этом разл ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru