Процессуальный порядок проведения осмотра жилища и иного законного владения

Закон и право » Процессуальный порядок проведения осмотра жилища и иного законного владения

Страница 2

Под проживающими в жилище в смысле ч. 7 ст. 204 УПК понимаются совершеннолетние лица, постоянно или временно проживающие в подлежащем осмотру жилом помещении, независимо от факта их регистрации в жилище. При этом в законе не указывается правомерность проживания. В таких случаях все равно необходимо получать согласие на проведение рассматриваемого следственного действия у лиц, проживающих в подобных помещениях. Сомнительной представляется ситуация, когда следователь, дознаватель, столкнувшись с необходимостью осмотра самовольно построенного дома, не проведут его по правилам осмотра жилища. Целесообразно согласиться с Н.Лопаткиной, которая отмечает: «… право на неприкосновенность жилища и право на жилище нетождественны. Первое – самостоятельно и не является производным второго».

Под совершеннолетним понимается лицо, достигшее к моменту проведения следственного действия восемнадцатилетнего возраста.

Не совсем понятно, необходимо получать согласие на проведение осмотра жилища у всех проживающих в нем лиц или нет. Буквальное толкование рассматриваемой нормы приводит к мысли о том, что согласие нужно испрашивать у всех жильцов. Но как быть в том случае, если некоторых из них по месту проживания нет? Правильным видится подход, когда следователь или дознаватель получают согласие у тех лиц, которые на момент осмотра находятся в жилище, так как получить согласие всех жильцов иногда бывает невозможно. По такому пути идет и следственная практика. Так, в ходе написания данной работы были проанкетированы 380 сотрудников, работающих в различных территориальных подразделениях предварительного расследования МВД Республики Беларусь. При ответе на вопрос: «Чье согласие Вы испрашиваете на проведение осмотра жилища и иного законного владения?» мнения следователей и дознавателей распределились следующим образом:

1) всех собственников вне зависимости от того, находятся они в момент начала следственного действия в жилище и ином законном владении или нет, – 6 %;

2) всех совершеннолетних лиц, проживающих в жилище или ином законном владении, вне зависимости от того, находятся они в момент начала следственного действия в жилище и ином законном владении или нет, – 4 %;

3) у одного или нескольких указанных лиц, находящихся в жилище или ином законном владении на момент проведения осмотра, – 90 %.

В этой связи представляется целесообразным дополнить первое предложение ч. 7 ст. 204 УПК после слов «проживающих в нем совершеннолетних лиц» словами «, присутствующих в нем на момент проведения следственного действия».

Возможны ситуации, когда некоторые лица, проживающие в жилище, дали согласие на проведение его осмотра, а часть – отказалась от производства следственного действия. Думается, что в подобных случаях следователь, дознаватель обязаны выносить постановление о проведении осмотра жилища и иного законного владения. Представляет интерес практика проведения осмотра жилища в США, где собственник вправе давать согласие на проведение осмотра на любых условиях: разрешить осмотр первого этажа и не разрешить второго и т.п. Видится, что такой подход приемлем применительно к отечественному уголовному производству. В случаях, когда собственники возражают против осмотра части жилища и иного законного владения, следователю, органу дознания необходимо вынести соответствующее постановление и провести следственное действие [5, с. 26]. Похожая ситуация возникает, когда лица, сначала давшие согласие на проведение осмотра жилища и иного законного владения, во время следственного действия заявили, что возражают против дальнейшего его осуществления. В данном случае следователю или органу дознания также нужно выносить постановление о проведении осмотра жилища и иного законного владения. В практических подразделениях ОВД в таких ситуациях продолжают проводить осмотр без вынесения соответствующего постановления 12 % опрошенных сотрудников, прекращают проведение следственного действия для вынесения постановления о проведении осмотра и санкционирования его у прокурора 9 %, выносят постановление о проведении осмотра с дальнейшим уведомлением об этом надзирающего прокурора 75 % следователей и дознавателей, 4 % респондентов указали, что с подобными случаями не сталкивались, либо выбирали один из предложенных вариантов в зависимости от ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Изменение и расторжение договора перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом
Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. По требованию одной из сторон дог ...

Международные договоры, устанавливающие основы сотрудничества в области борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ
Вплоть до конца XIX в. распространение наркотических средств и торговля ими рассматривались как более или менее законный промысел и не считались опасными, а тем более не составляли международной проб ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru