Процессуальный порядок проведения осмотра жилища и иного законного владения

Закон и право » Процессуальный порядок проведения осмотра жилища и иного законного владения

Страница 1

«Мой дом – моя крепость». Издавна это определение ассоциировалось с невозможностью доступа в жилище посторонних без разрешения лиц, в нем проживающих. Уже в Киевской Руси неприкосновенность жилища охранялась законом. Так, ст. 17 Краткой редакции Русской Правды содержала правило, согласно которому холопа, совершившего преступление и скрывшегося после этого в доме своего господина, не могли принудительно вывести оттуда, если хозяин возражал против этого.

В настоящее время в важнейших международных правовых актах – Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, Международном пакте о социально-экономических правах 1966 года, а также Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 года – особо выделено право на неприкосновенность жилища, означающее, что никто не должен подвергаться произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность жилища. В соответствии со ст. 29 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует каждому гражданину право на неприкосновенность жилища и иных законных владений. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.

Однако мало одного декларирования в законе права на неприкосновенность жилища. Для того чтобы данное право соблюдалось, необходим механизм, обеспечивающий его выполнение. В связи с этим представляют интерес вопросы обеспечения неприкосновенности жилища и иного законного владения в ходе проведения осмотра при расследовании уголовных дел.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь 1999 года [3] (далее – УПК) впервые закрепил порядок проведения осмотра жилища и иного законного владения. До настоящего времени в Беларуси публикации по данному вопросу отсутствуют. В Российской Федерации, уголовно-процессуальный закон которой содержит в том числе и нормы, регламентирующие порядок осмотра жилища, также нет диссертационных исследований и монографий по рассматриваемой теме.

Согласно п. 6 ст. 6 УПК жилищем является помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, дача, садовый домик и т.п.), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо для удовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т.п.). Пункт 7 ст. 6 УПК содержит законодательное определение понятия «законное владение», под которым подразумеваются объекты владения собственника или иного правомерного владения, к которым относятся помещения, принадлежащие физическим лицам и не являющиеся жилищем, земельные участки и т. д.

Непосредственно регламентации порядка проведения осмотра жилища и иного законного владения посвящены ч. 7 и 8 ст. 204 УПК.

В соответствии с ч. 7 ст. 204 УПК в случае проведения осмотра жилища и иного законного владения необходимо получение согласия собственника или проживающих в жилище совершеннолетних лиц. Когда же собственник либо лицо, проживающее в жилище, возражает против проведения следственного действия, последнее осуществляется по постановлению следователя, органа дознания с санкции прокурора или его заместителя. Если жилище или иное законное владение является местом происшествия либо хранения орудий преступления, других предметов со следами преступления, а также веществ и предметов, за хранение которых предусмотрена уголовная ответственность, и его осмотр не терпит отлагательства, то он может быть проведен по постановлению следователя, органа дознания без санкции прокурора с последующим направлением ему в течение 24 часов сообщения о проведенном осмотре.

В соответствии с ч. 8 ст. 205 УПК при осмотре жилища и иного законного владения должно быть обеспечено присутствие проживающего в нем совершеннолетнего лица. В случае невозможности его присутствия приглашаются представители организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или местного исполнительного и распорядительного органа. При невозможности обеспечить присутствие указанных лиц в проведении осмотра жилища или иного законного владения, которое является местом происшествия либо хранения орудий преступления, других предметов со следами преступления, допускается проведение осмотра без участия этих лиц.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Понятие и юридическая сущность поводов и оснований возбуждения уголовного дела
Несомненно, существуют определенные проблемы, связанные с проверкой заявлений и сообщений граждан и должностных лиц о совершенном преступлении. Как следует из ст.140 УПК РФ, уголовное дело может быть ...

Информационная основа принятия градостроительных решений для крупного города
В любой сфере человеческой деятельности эффективное управляющее решение может быть принято только на основании знания состояния и поведения объекта управления в динамике. Градостроительная деятельнос ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru