Суть нормативно-правовых актов

Закон и право » Суть нормативно-правовых актов

Страница 7

Наиболее коллизионным представляется определение законодателем момента прекращения действия юридической нормы путем указания на такое событие, как прекращение существования самих общественных отношений, которые юридическая норма призвана регулировать. Если такое прекращение общественных отношений будет юридически обоснованным, например, будет введена в действие другая юридическая норма, запрещающая данные общественные отношения, тогда момент прекращения действия юридической нормы должен быть законодателем четко установлен в соответствии с началом действия новой юридической нормы во избежание коллизии. В таком случае юридическая норма одновременно должна прекратить свое действие и утратить обязательную силу.

Когда же прекращение общественных отношений, регулируемых юридической нормой, может быть вызвано их фактической невозможностью или нецелесообразностью, и именно с этим событием связывает законодатель момент прекращения действия юридической нормы, установить календарную дату момента прекращения действия юридической нормы затруднительно. Может сложиться ситуация, при которой юридическая норма будет обладать юридической силой по воле законодателя, но действие свое уже фактически прекратит, или наоборот.

Таким образом, событийное датирование момента прекращения действия юридической нормы так же, как и начала ее действия, должно позволять определить конкретную календарную дату. Момент прекращения действия юридической нормы может опережать момент утраты юридической нормой обязательной силы, однако не может действовать юридическая норма, утратившая обязательную силу.

Чтобы решить проблему темпоральных коллизий, законодатель должен при принятии нормативно-правового акта определить, во-первых, момент начала действия юридической нормы; во-вторых, момент прекращения ее действия; в-третьих, порядок действия юридических норм, принятых ранее, но регулирующих те же общественные отношения. Несмотря на то, что решение этих вопросов зависит в каждом случае от конкретных обстоятельств, обычно законодатель устанавливает и общие правила, регулирующие процедуру принятия нормативных актов, придания им юридической силы, обнародования (промульгации), введения в действие и прекращения их действия.

Как указывалось выше, сегодня в России общие правила установлены в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" от 25 мая 1994 г., Федеральном конституционном Законе Российской Федерации "О референдуме в Российской Федерации" от 7 июля 1995 г., Указе Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов" от 5 апреля 1994 г. (в ред. Указа от 9 августа 1994 г.), Указе Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации" от 26 марта 1992 г., Указе Президента Российской Федерации "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" от 21 января 1993 г., Постановлении Правительства Российской Федерации "О регистрации и опубликовании ведомственных нормативных актов" от 13 апреля 1993 г.

Так, федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Законы, принятые на референдуме, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией референдума не позднее трех дней после определения результатов референдума Российской Федерации. И со дня официального опубликования (обнародования) законы, принятые на референдуме, вступают в силу, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на данном референдуме.

К сожалению, законодатель не определил, что считать "официальным опубликованием (обнародованием)" решения, принятого на референдуме. Не сослался законодатель и на нормативное понятие "официального опубликования", данное в Федеральном законе о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания. Распространить в правоприменительной практике без указания законодателя норму ст.4 названного Закона на случай принятия закона на референдуме нельзя, так как норма ст.4 говорит о первой публикации полного текста закона, а первая публикация полного текста закона, принятого на референдуме, фактически должна была иметь место еще до его принятия, в качестве законопроекта, который и был принят всеобщим голосованием, как, например, действующая Конституция Российской Федерации. Неопределенность ст.38 федерального конституционного Закона "О референдуме в Российской Федерации" может привести к коллизии по вопросу о силе закона, принятого на референдуме. Темпоральный же аспект действия соответствующих нормативных актов не установлен ни федеральным Законом от 25 мая 1994 г., ни федеральным конституционным Законом "О референдуме в Российской Федерации", ни Указом Президента, т.е. отдан на усмотрение законодателя. Единственное ограничение предусмотрено ст.54 Конституции Российской Федерации: "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Общее положение о брачном договоре
Историческое появление института брачного договора в семейном праве связано с возникновением частной собственности. В РФ заключение брачного договора стало возможным после вступления в законную силу ...

Принципы гражданства
Российское гражданство основывается на положениях, общих для всех элементов конституционного положения личности, однако уточняется в ряде особых принципов. В их числе принципы единого гражданства, до ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru