Суть нормативно-правовых актов

Закон и право » Суть нормативно-правовых актов

Страница 5

Любая юридическая норма направлена на регулирование определенных общественных отношений, поэтому законодателю необходимо исследовать, каким образом конкретные общественные отношения уже урегулированы, т.е. урегулированы до принятия им новой юридической нормы. В том случае, когда к моменту принятия нового нормативного акта существует ранее принятая законодателем норма, регулирующая те же общественные отношения, законодатель должен определить действие старой и новой нормы, чтобы не возникло коллизии.

нормативный правовой акт нормотворческий

"Не все отношения можно перестроить немедленно, - писал А.А. Тилле. - Этому могут мешать экономические, политические, юридические и иные обстоятельства". Правовое же регулирование предполагает строгую систему скоординированных юридических норм. Юридическая норма осуществляет свою функцию, только заняв определенное место среди других юридических норм в правовой системе. Содержание правила, установленного юридической нормой, может предопределять взаимодействие и взаимозависимость юридической нормы с конкретными юридическими нормами, их группами, институтами, возможно, действие юридической нормы будет зависеть или основываться на действии других юридических норм. Примером тому служат нормы общие и специальные, материальные и процессуальные и т.д. Проблема действия нормативных актов во времени осложняется еще и тем, что, принимая новую юридическую норму, законодатель должен учитывать не только горизонтальную скоординированность юридических норм между собой, но и иерархическую (субординационную). Иерархичность юридических норм предполагает их соподчиненность. Нормы низшей иерархии не должны противоречить высшей. Наконец, в системе юридических норм не должно быть лишних норм, нарушающих стройность всей системы.

Коллизии нормативных актов всегда будут вытекать из их содержания. Если их содержание будет тождественным, то коллизия может быть только между названиями нормативных актов, содержащих юридические нормы, одинаково регулирующие один и тот же вопрос. Такая ситуация возможна, например, в случае, когда нормативные акты обладают разной юридической силой с точки зрения иерархии нормативных актов, или в случае повтора определенного общего правила в специальном законодательстве.

Ранее принятые юридические нормы могут вступать в конфликт с более поздними нормами, когда прежние юридические нормы не изменены или не отменены законодателем. Длительность во времени общественного отношения может не совпадать с периодом действия нормативно-правового акта, в соответствии с которым оно возникло. Например, длящееся во времени общественное отношение может "пережить" несколько поколений нормативно-правовых актов или, наоборот, прекратиться к моменту вынесения того или иного решения правоприменительными органами в соответствии с новым нормативно-правовым актом.

Задача законодателя при определении временных границ действия нормативно-правового акта осложняется еще и нечетким разграничением компетенции между нормотворческими органами. Поскольку зачастую разные нормотворческие органы вправе регулировать одни и те же общественные отношения, постольку нормотворческому органу каждый раз при принятии нового нормативного акта следует проанализировать информацию о правовом регулировании данного предмета другими правоустанавливающими органами.

Таким образом, законодатель должен учитывать не только возможное несоответствие или противоречие нового нормативного акта с ранее принятыми им самим, но и с юридическими нормами, установленными другими нормотворческими органами, т.е. между нормами разной юридической силы в иерархии нормативных актов. В темпоральном аспекте законодатель должен исключить коллизию между разновременно действующими юридическими нормами. Такая темпоральная коллизия может возникнуть в результате установления нормотворческим органом или органами в разное время по одному и тому же вопросу двух или более правил разных по содержанию.

Принимая новую юридическую норму, законодатель может по-разному определить действие старой и новой нормы.

Устанавливая начало действия юридической нормы указанием на определенное событие, законодатель должен использовать только такие события, осуществление которых может быть четко зафиксировано и не порождать разногласий. Например, истечение определенного количества календарных дней после опубликования юридической нормы в издании, признанном официальным источником, содержащим тексты норм права, при условии, что можно достоверно определить дату его выхода из печати. Для юридических норм, регулирующих налоговые отношения, финансовые отношения, можно было бы рекомендовать устанавливать начало их действия указанием на начало определенного отчетного периода, соответствующего финансового года и других периодов, циклов, принятых в финансовых и налоговых отношениях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Основания и порядок избрания мер пресечения, применяемых по судебному решению
Другим видом мер процессуального пресечения, являются, меры применяемые исключительно по судебному решению. К ним относятся: залог, домашний арест, заключение под стражу. Залог. Сущность залога заклю ...

Пеня как мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора
Пеня в соответствии с п. 2 ст. 57, ст. 75 Налогового кодекса РФ - это ответственность компенсационного характера, применяемая в целях возмещения ущерба, причиненного государству в результате просрочк ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru