Суть нормативно-правовых актов

Закон и право » Суть нормативно-правовых актов

Страница 3

Таким образом, п.1 ст.54 и ст.57 Конституции Российской Федерации можно было бы изложить в следующей редакции: "Действие закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, не распространяется на предшествовавшие ему общественные отношения. Законы, устанавливающие или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратного действия не имеют". Кроме того, придав закону силу и введя его в действие, законодатель впоследствии может приостановить действие закона, не лишая его силы.

С позиции же адресата нормативно-правовой акт вступает в силу с момента, когда он доведен до его сведения, стал известным ему, т.е. после обнародования в надлежащем порядке, который предусмотрен законодателем. Необнародованный нормативно-правовой акт не обладает никакой силой для адресата, так как не может обладать силой то, что не может быть известно. Согласно п.3 ст.15 действующей Конституции Российской Федерации, "законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения". Таким образом, вместо короткого: "Неопубликованные официально (или необнародованные) в установленном порядке нормативные акты (юридические нормы) не обладают силой (или не могут вступить в силу)", законодатель установил, фактически три варианта обнародования нормативных актов: во-первых, опубликование законов; во-вторых, официальное опубликование законов; и, в-третьих, официальное опубликование для всеобщего сведения любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. При этом законодатель не определил, что считается "опубликованием", что считается "официальным опубликованием", и что - "официальным опубликованием для всеобщего сведения".

4.1 ст.5 Федерального закона от 25 мая 1994 г. допускает опубликование законов в иных печатных изданиях, кроме официальных, "а также доведение их до всеобщего сведения", в скобочках законодатель указывает - "обнародование", по телевидению и радио, каналам связи, рассылку государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, распространение в машиночитаемой форме. В связи с этим предложенную редакцию п.3 ст.15 Конституции Российской Федерации можно было бы дополнить следующим: "Любые нормативные акты (юридические нормы), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не доведены до всеобщего сведения (не обнародованы)".

Итак, сопоставляя Конституцию Российской Федерации и Федеральный закон от 25 мая 1994 г. о порядке опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, можно выделить два способа обнародования юридических норм в зависимости от предмета, на регулирование которого они направлены. По общему правилу юридические нормы приобретают силу, с точки зрения адресата, после их официального опубликования в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Юридические нормы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, приобретают силу только после их доведения до всеобщего сведения соответствующими последним достижениям развития средств массовой информации способами. Однако и в этом случае юридическая норма не может вступить в силу раньше ее официального опубликования в указанных выше изданиях.

Принимая (утверждая) новый нормативно-правовой акт, законодатель устанавливает то или иное правило поведения адресата. Цель законодателя - обеспечить поведение адресатов юридической нормы в соответствии с установленным в ней правилом, т.е. привести юридические нормы правового акта в действие.

Действие юридической нормы проявляется в добросовестном исполнении ее предписаний адресатами, т.е., если так можно сказать, в повиновении юридической норме. Поэтому законодатель, желающий, чтобы установленная им юридическая норма действовала, должен позаботиться о доведении ее до адресатов.

Уже на ранних этапах зарождения цивилизации древние государства придавали исключительно важное значение проблеме восприятия закона его адресатами. Для обеспечения действенности законов в древних государствах они выставлялись в общедоступных местах. Существовал, так называемый, "столб законов". Сегодня в России таким "столбом законов" выступают два источника: "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации". Законодатель придает публикации закона в "Российской газете" официальный характер, следовательно, адресат вправе обращаться к газетному тексту как к официальному источнику юридических норм. Однако, на практике использование газетного текста в качестве источника юридических норм затрудняется качеством газетного текста, который грешит порой отсутствием знаков препинания, а то и вовсе опечатками. Ошибки и опечатки в газетном тексте могут приводить к неоднозначному толкованию юридических норм, препятствовать действию юридической нормы в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Смертная казнь в Республике Беларусь
Согласно статье 59, в качестве исключительной меры наказания допускается применение смертной казни – в виде расстрела за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни ч ...

Бытовые услуги
В рассматриваемой сфере отношения по оказанию данного вида услуг наряду с нормами ГК регулируются также положениями иных федеральных законов и иных правовых актов. Согласно ст. 2 Федерального закона ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru