Суть нормативно-правовых актов

Закон и право » Суть нормативно-правовых актов

Страница 2

С практической и теоретической точки зрения интересно использование в ст.54 и ст.57 формулы: "закон обратной силы не имеет". Расшифровки этого правила Конституция Российской Федерации не содержит. Что следует понимать под "обратной силой закона" в данном случае? Во-первых, по всей видимости, законодатель имел в виду темпоральный аспект обладания силой законом. Во-вторых, под термином "закон", вероятней всего, следует понимать в данном случае не только акт законодательной власти, но и любой другой нормативный акт, содержащий юридические нормы, регулирующие указанные в статьях Конституции правоотношения.

Наиболее неопределенными выглядят сами понятия "силы закона" и "обратной силы". В Федеральном законе от 25 мая 1994 г. о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания определен лишь момент, с которого перечисленные акты вступают в силу. При этом сами законы или акты палат могут устанавливать другой порядок вступления их в силу, т.е., по всей видимости, в частности, могут придать обратную силу содержащимся в них юридическим нормам. Но что это означает? Означает ли это необходимость пересмотреть заново все уже сложившиеся, возникшие и даже прекращенные правоотношения с точки зрения их соответствия новым юридическим нормам так, как если бы новые юридические нормы действовали прежде? Законодатель не расшифровывает понятие "силы" нормативного акта. Принято считать, что обладание нормативным актом силой дает возможность его применять к соответствующим отношениям.

Не ясным остается юридическое значение даты принятия нормативного акта, выделяемой законодателем, особенно даты принятия федерального закона. Датой принятия федерального закона законодатель определяет день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Однако после принятия федерального закона Государственной Думой ему предстоит пройти еще несколько этапов до вступления в силу в общем порядке, если не будет установлен иной момент его вступления в силу. Не обладая силой в этом смысле, принятый Государственной Думой федеральный закон порождает определенные обязанности у ряда субъектов законотворческого процесса. Кроме того, дата вступления федерального закона в силу может быть отнесена на будущее время, исчисляемое днями, неделями, месяцами. Динамика же развития социальных отношений может потребовать изменить юридические нормы принятого нового закона, а может весь федеральный закон в целом стать ненужным. Возникает вопрос, вправе ли Государственная Дума изменить, дополнить федеральный закон, не вступивший еще в силу, и на каком этапе, во-первых, и, во-вторых, может ли Государственная Дума отменить, аннулировать такой федеральный закон?

Неопределенность юридического смысла понятия "вступление в силу" проявляется и в том, что в законодательстве и в теории права используется термин "действие" закона (юридической нормы). Так, например, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации была введена в действие Федеральным законом, а не "вступила в силу". В заключительных положениях Федерального закона Российской Федерации "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в п.1 ст.37 перечислены нормативные акты, утратившие силу, а в п.2 ст.37 - акты не действующие. А в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 г. № 66 "О признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1996 г. № 1043", Правительство постановило одни и те же юридические нормы признать утратившими силу и считать не действующими. Указанный же выше Федеральный закон от 25 мая 1994 г. о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания ничего не говорит о действии актов.

А.А. Белкин различает обладание акта силой и действие акта по субъекту. Действие акта он связывает не с волеизъявлением законодателя по поводу изданного им акта, а с поведением адресатов акта, с применением акта. Подобный подход к вопросу о действии акта обоснован, однако, представляется возможным исследовать обладание акта силой и его действие и с позиции одного и того же субъекта, как собственные характеристики самого акта (юридической нормы). Именно законодатель определяет временные границы не только обладания актом силой, но и временные пределы действия юридических норм, из которых он состоит. В этом смысле юридические нормы, содержащиеся в федеральном законе, обладают силой не с момента принятия закона Государственной Думой, а с момента его подписания Президентом, так как после этого федеральный закон должен быть обнародован для того, чтобы юридические нормы могли действовать (применяться), но внести в закон изменения, дополнения или вовсе его отменить может после подписания Президентом только другой закон, пройдя все этапы законодательного процесса. Распространить действие федерального закона в целом или отдельных его норм законодатель может и на время, предшествовавшее его принятию, т.е. урегулировать определенные общественные отношения так, как если бы принятый закон применялся еще до их возникновения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Проблемы административной юстиции как вектор гражданской позиции
29 июля 2004 г. во внутриполитических событиях республики было ознаменовано обращением Алматинской Ассоциации предпринимателей к Президенту Республики Казахстан г-ну Назарбаеву Н.А. Решительность и с ...

Экологические преступления общего характера
Объектом данной группы преступлений будут выступать общественные отношения в сфере обеспечения экологической безопасности. В данный раздел можно определить 4 статьи, обусловливая это тем, что существ ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru