Суть нормативно-правовых актов

Закон и право » Суть нормативно-правовых актов

Страница 1

Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт - это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации - России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания нормативно-правового акта, как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом нормативно-правовой акт - результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме.

Нормативно-правовые акты издаются полномочными на то органами государственной власти: парламентом, президентом, правительством, министерствами и ведомствами, или принимаются референдумом. Поэтому проблема действия нормативно-правовых актов имеет две стороны и рассматривать ее следует, во-первых, с позиции нормотворчества, т.е. например, деятельности законодателя, и, во-вторых, с позиции применения нормы как завершающей стадии реализации права, т.е. с точки зрения, например, правоприменительных органов или органов юрисдикции.

Наука теории государства и права должна разработать основные принципы нормотворческой деятельности законодателя. Правоведы предлагают различные концепции действия юридических норм. Законодатель воспринимает или не воспринимает их и закрепляет определенные правила действия юридических норм во времени. Этими правилами и руководствуется правоприменитель. И только в случае, когда установленные правила действия нормативно-правовых актов не позволяют однозначно решить, какой нормативный акт следует применить к конкретной жизненной ситуации, когда обнаружена темпоральная коллизия между нормативными актами, правоприменитель обращается к исследованиям ученых.

С помощью юридических норм законодатель регулирует общественные отношения, поэтому лишить законодателя возможности изменять существующие нормы нельзя. Наоборот, в случае фактической необходимости законодатель должен решительно и быстро преобразовать юридические нормы, регулирующие уже сложившиеся, существующие или только могущие возникнуть общественные отношения. Таким образом, известный в юриспруденции принцип "закон обратной силы не имеет" не распространяется на законодателя. Ограничить законодателя могут конкретные фактические обстоятельства, например, отсутствие предмета регулирования или адресата. С другой стороны, законодатель может сам себя ограничить, издав соответствующие юридические нормы, например, исходя из политической необходимости. Так, конституционные нормы могут исключать возможность законодателя установить ответственность за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушениями, а также усилить ответственность за деяния, совершенные в период действия закона, предусматривающего более мягкую ответственность, как, например, ст.54 Конституции Российской Федерации.

Истории законодательства России известна ситуация, когда законодатель в одной статье установил, что закон действует только на будущее время, а в следующей статье для себя (т.е. для законодателя) предусмотрел возможность распространить силу закона и на времена, предшествовавшие его обнародованию. Ныне действующая российская Конституция в п.2 ст.55 запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права граждан, а в п.3 этой же статьи допускает ограничение прав граждан федеральным законом в случаях необходимости. Таким образом, как и прежде, российский законодатель имеет возможность ограничить права граждан. Препятствием служат лишь международное право и ст.18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права гражданина "являются непосредственно действующими". В качестве прямых ограничений законодателя выступают ст.54 Конституции России, касающаяся условий ответственности, и ст.57, устанавливающая основной принцип налогообложения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Правоспособность и дееспособность юридических лиц
Говоря о право- и дееспособности юридических лиц необходимо обратить внимание на основное отличие от граждан: у граждан правоспособность изначально является равной, а у юридических лиц она неодинаков ...

Внутренний распорядок и общие положения по нормированию продолжительности рабочего времени
Внутренний распорядок в органах внутренних дел устанавли­вается руководителем согласно действующему законодательству, с учетом особенностей служебной деятельности, оперативной обста­новки, местных ус ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru